Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Кого можно включить в состав ктс

Кого можно включить в состав ктс

Кого можно включить в состав ктс

Комментарий к Ст. 384 ТК РФ


1. КТС могут быть созданы в любой организации или у любого индивидуального предпринимателя (независимо от количества работников), а также на определенных настоящей статьей условиях и в структурных подразделениях организации по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя, т.е.

на паритетных началах. 2. КТС не создаются, если работодатель — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем (см. комментарий к ст. 308 ТК РФ), а также если работодателем является религиозная организация (см.

комментарий к ст. 348 ТК РФ). 3. Представители работников в состав КТС избираются общим собранием (конференцией), а представители работодателя назначаются его приказом (распоряжением).

4. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляет работодатель.

Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС)

Вы здесь Опубликовано 2005-04-28 18:45 пользователем HRTrud В соответствии с ч.

1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя.

Таким образом, для создания КТС в организации достаточно волеизъявления работников в лице полномочных органов или полномочного представителя работодателя. Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации.
Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации.

От имени работодателя с требованием о создании КТС может выступить лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников.

Наличие решения работников организации о необходимости создания КТС является обязательным для представителей работодателя, которые должны назначить своих представителей в состав КТС.

В свою очередь, решение полномочного представителя работодателя о создании КТС обязывает работников выделить в установленном законодательством порядке своих представителей в состав КТС. Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания работников организации либо профсоюзного органа работников организации. Полномочия работников в КТС, которые назначены решением профсоюзного органа организации, действительны до проведения первого после такого делегирования собрания (конференции) работников организации. Полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, могут быть подтверждены на общем собрании (конференции) работников организации.

Однако собрание (конференция) работников организации может избрать других представителей в состав КТС.

В этом случае полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, заканчиваются с момента избрания новых представителей работников в КТС общим собранием (конференцией) работников организации. Следовательно, решение профсоюзного органа о делегировании представителей работников в состав КТС не может противоречить решению общего собрания (конференции) работников организации.

Законодательством не определено, что в состав КТС от работников могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В связи с чем работники могут избрать в состав КТС и лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, например работников вышестоящего профсоюзного органа.

Представители работодателя назначаются в КТС на основании ч. 2 ст. 384 ТК РФ руководителем организации.

Из чего следует, что полномочия представителей работодателя в составе КТС могут быть подтверждены исключительно приказом (распоряжением) либо иным документом, в частности доверенностью, выданной лицом, исполняющим обязанности руководителя организации. Законодательством не определен срок, на который избираются, делегируются или назначаются члены КТС.

По этой причине работники в лице полномочных представителей, лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, могут менять своих представителей в составе КТС без ограничений каким-либо сроком. Едва ли наличие подобных полномочий будет способствовать эффективности работы КТС. Поэтому в законодательстве целесообразно установить срок, на который члены КТС наделяются полномочиями.

В состав КТС входит равное количество представителей работников и работодателя.

Однако законодательство не устанавливает их численность.

Поэтому работодатель и работники самостоятельно определяют численный состав КТС.

В том случае, если КТС создается по инициативе работодателя, который своим приказом (распоряжением) выделил определенное количество работников в ее состав, у работников возникает обязанность выделить такое же количество представителей в состав КТС.

И наоборот, создание КТС по решению полномочного органа работников организации, наделившего полномочиями члена КТС определенное количество представителей, влечет возникновение обязанности у работодателя выделить в состав КТС такое же количество членов. При рассмотрении заявлений работников в КТС также должно присутствовать равное количество представителей работодателя и работников. По решению общего собрания работников организации комиссии по трудовым спорам (КТС) могут быть образованы в структурных подразделениях организации.

Такие комиссии также должны состоять из равного количества представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС структурного подразделения могут быть назначены приказом руководителя организации или по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС.

Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения.

До проведения общего собрания работников структурного подразделения в состав действующей в нем КТС представители работников могут быть делегированы решением представительного органа работников организации или профкома структурного подразделения. Полномочия этих представителей могут быть подтверждены на общем собрании работников структурного подразделения. Но при этом общее собрание может не подтвердить их полномочия и избрать в состав КТС других представителей работников.

Причем законодательство не предписывает избрание в состав КТС в качестве представителей работников только работников данного подразделения или состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Поэтому членом КТС от работников могут стать не только работники соответствующего структурного подразделения, но и другие работники организации, а также лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Законодательством не определен срок полномочий лиц, назначенных, делегированных или избранных в состав КТС. Однако представители работников могут заключить соглашение с представителем работодателя о сроке полномочий лиц, входящих в состав КТС. Данное соглашение может выступать в качестве приложения к коллективному договору, его изменение возможно только по волеизъявлению сторон.

Однако такое соглашение не должно ограничивать права общего собрания (конференции) работников по избранию членов КТС.

В связи с чем на определенный в нем срок представители работников могут быть назначены лишь решением общего собрания (конференции) работников организации или структурного подразделения. Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет.

Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет.

В нем же могут быть предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена КТС, в частности, в связи с отказом работника, его увольнением с работы и другие случаи. Прекращение полномочия члена КТС с нарушением такого соглашения следует признавать нарушением, которое не позволяет признать полномочия вновь назначенных, делегированных и избранных членов КТС взамен лиц, полномочия которых прекращены незаконно.

В состав КТС структурного подразделения также должно входить равное количество представителей работодателя и работников.

Поэтому наличие решения общего собрания работников структурного подразделения об избрании в состав КТС определенного количества лиц влечет возникновение у полномочного представителя работодателя обязанности назначить в КТС такое же количество членов.

КТС организации и структурного подразделения избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Избранным следует считать члена КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию. В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников.

Однако КТС формируется на принципе паритетности, гарантирующем равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников.

Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон.

Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работника. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

Законодательством не определено и минимальное количество членов КТС организации и структурного подразделения. В связи с чем количественный состав КТС определяется по инициативе одной из сторон путем выделения другой стороной такого же количества членов КТС. При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения.
При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения.

При избрании в состав КТС двух представителей работодателя и двух представителей работников ее заседание будет правомочным в случае присутствия на нем представителя работодателя и представителя работников, то есть двух членов КТС, при избрании в КТС трех представителей работодателя и трех представителей работников ее заседание будет правомочным при участии в нем двух представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя. КТС организации может рассматривать отнесенные к ее компетенции индивидуальные трудовые споры работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях, в том числе и работников структурных подразделений, в которых создана собственная КТС.

Поэтому наличие КТС в структурном подразделении не может служить препятствием для обращения работника этого подразделения с заявлением в КТС организации. В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ в КТС структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Решение КТС структурного подразделения обязательно для руководителей этого подразделения, оно не может быть вынесено в качестве обязательного для руководителей организации. Поэтому решение КТС структурного подразделения должно приниматься только по вопросам, которые могут быть решены руководителем данного структурного подразделения.

Вынесение решения КТС структурного подразделения по вопросам, которые не относятся к компетенции должностных лиц данного структурного подразделения, не позволяет обратить решение КТС к обязательному исполнению. Наличие решения КТС структурного подразделения не лишает работника права обратиться с аналогичным заявлением в КТС организации. При рассмотрении таких заявлений документы КТС структурного подразделения, в частности решение, протокол заседания, должны быть использованы в качестве доказательств.

В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении.

В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений.

В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности.

Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением. Неисполнение вступившего в законную силу судебного решения, обязывающего работодателя обеспечить деятельность КТС, также является основанием для привлечения его полномочных представителей к установленным законом мерам ответственности.

Таким образом, формирование состава КТС в соответствии с действующим законодательством и обеспечение работодателем ее деятельности являются необходимыми условиями выполнения комиссией функции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Учебник «Трудовое право России» Миронов В.

И. Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ТК РФ

  1. (утв. ТПП РФ 21.02.2020)
  2. «Об осуществлении Министерством культуры Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета»
  3. «Об осуществлении территориальными органами Министерства культуры Российской Федерации бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета»
  1. Подписывайтесь на наш канал в >>>

Образование согласно законодательным актам

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, любой трудовой конфликт на предприятии должен быть рассмотрен комиссией по трудовым спорам. Для того чтобы такой орган мог выполнить свои прямые функции, он должен быть создан. Сам процесс образования проходит в соответствии с установленной процедурой, закрепленной ТК РФ.

Причиной создания или созыва органа может стать как заявление самого работодателя, так и работника, то есть инициировать образование трудовой комиссии может каждая из сторон спора. Также следует знать, что комиссия может создаваться для решения одного спора, но может продолжить функционирование в том же составе и для дальнейшего рассмотрения конфликтных ситуаций. Действующим законом не определен срок действия структуры.

Главный принцип создания: представители от работодателя и рабочего должны быть в равном соотношении. В свою очередь, представители от лица работодателя непосредственно назначаются самим руководителем предприятия (если спор имеет место быть в индивидуальном предприятии, назначение осуществляется физлицом).

Выбор же представителей от рабочего коллектива может осуществляться только на выборных основах при коллегиальном созыве работников, например, на конференции трудового коллектива. Можно также осуществлять делегирование представителей, которые потом будут утверждены или отклонены на коллективном собрании. Следует знать, что сам работодатель и представитель от трудового коллектива должны получить письменные документы о необходимости созыва такого органа и отреагировать в течение 10 дней с момента получения, направив в комиссию своих представителей.

Все члены должны быть предупреждены о том, что они входят в состав не только устно, но и письменно.

Орган такого значения может быть создан не только на уровне самой компании, но и на уровне его структурных подразделений.

Процедура создания аналогична. Совет по решению конфликтных ситуаций такого значения должен иметь свою структуру, именно поэтому путем голосования необходимо назначить председателя органа, его заместителя, а также секретаря. Также такая организация имеет свою печать.

Говоря об образовании, необходимо упомянуть о том, что, если предприятие в лице руководителя отказывается создавать такую комиссию или не подчиняется ее решению, не наделяя ее теми полномочиями, которыми она должна обладать, к нему может быть применена административная ответственность.

Необходимо запомнить, что согласие работодателя на образование компетентного органа по спорам строго обязательно.

Когда все сотрудники предоставят свое согласие на участие, в обязательном порядке должен быть сформирован приказ руководителя.

Без него создание будет не легитимным. Документ печатается на специальном бланке – фирменном.

При его отсутствии — на простом белом листе.

В приказе должно быть указано обязательно:

  1. причина создания комиссии, например, по инициативе профсоюза, по причине обращения Иванова И.И. и т.д.;
  2. дата создания;
  3. название организации;
  4. члены комиссии с определением структуры: кто будет председателем, секретарем и т.д.
  5. город;

Приказ должен быть подписан генеральным директором предприятия. Его копия или скан должны быть доведены к сведению всем работникам.

Особенности заседания КТС

Процедура рассмотрения трудового спора регламентируется 387 статьей ТК РФ.

Для признания заседания комиссии законным необходимо:

  1. Ведение протокола заседания;
  2. Присутствие заявленных членов со стороны сотрудника и работодателя;
  3. Представителю или заместителю работодателя подписать протокол заседания.

Заседание КТС имеет ряд особенностей:

  1. Спор разрешается в течение 10 дней;
  2. Обязанности секретаря и представителя выполняют представители каждой из сторон;
  3. КТС не вправе поменять решение, вступившее в законную силу;
  4. Когда заседание открыто, то каждый сотрудник вправе высказаться;
  5. Если выяснится, что дело находится вне компетенции КТС, то комиссия вправе отказать в рассмотрении дела только после окончания заседания;
  6. Окончательное решение комиссии исполняется в течение трех дней после десятидневного срока для обжалования.

Комиссия принимает конечное решение путем тайного голосования членов КТС. Копии решения комиссии предоставляются работникам и работодателю в течение 3 дней после принятия решения. В таблице представлены основные принципы рассмотрения трудовых споров Принцип Описание Демократизм при рассмотрении трудовых споров Участие работников в разрешении трудовых споров через своих предстателей (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, а также иные представители, избираемые работниками) (ст.

29 ТК РФ) Равенство сторон перед законом Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституции РФ (ст. 2 ТК РФ) Гарантированность государственной защиты участников трудовых отношений Право всех граждан на судебную защиту предусмотрено ст. 37 Конституции РФ, что юридически гарантировано ст.46 Конституцией РФ Бесплатность, доступность обращения работников в юрисдикционный орган по трудовым спорам Работники освобождаются от уплаты пошлины и судебных расходов по требованиям, вытекающим из трудовых отношений (ст.

393 ТК РФ) и гл. 25 Налогового кодекса РФ Гласность объективность и полнота исследования, законность.

Рассмотрение трудовых споров уполномоченными органами проводится открыто, публично, где любая сторона вправе заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из его членов. Споры обязаны решаться в соответствии с законом, исследование материалов по делу должно проводиться объективно и полно, возможно привлечение экспертов и свидетелей, а также запрос дополнительных доказательств Быстрота разрешения трудовых споров Законодательство устанавливает более краткие процессуальные и исковые сроки для разрешения трудовых споров.Процессуальные сроки – это установленный законом отрезки времени для процессуальных действий по начатому процессу: срок рассмотрения в суде, срок выдачи копий, решений и обжалований.Исковой или давностный срок — это установленный законом отрезок времени для обращения юрисдикционный орган для защиты нарушенного трудового права Обеспечение реального восстановления нарушенных прав Исполнение решений юрисдикционного органа, рассмотревшего трудовой спор, обеспечивается в принудительном порядке с привлечением к юридической ответственности работодателя (административной, уголовной и гражданско-правовой) Если у вас есть вопросы насчет комиссии по трудовым спорам, пишите их в комментариях Дополнительные материалы: Наталья Гущина Является автором работ по трудовому законодательству, опубликованных в специализированных журналах.

Споры обязаны решаться в соответствии с законом, исследование материалов по делу должно проводиться объективно и полно, возможно привлечение экспертов и свидетелей, а также запрос дополнительных доказательств Быстрота разрешения трудовых споров Законодательство устанавливает более краткие процессуальные и исковые сроки для разрешения трудовых споров.Процессуальные сроки – это установленный законом отрезки времени для процессуальных действий по начатому процессу: срок рассмотрения в суде, срок выдачи копий, решений и обжалований.Исковой или давностный срок — это установленный законом отрезок времени для обращения юрисдикционный орган для защиты нарушенного трудового права Обеспечение реального восстановления нарушенных прав Исполнение решений юрисдикционного органа, рассмотревшего трудовой спор, обеспечивается в принудительном порядке с привлечением к юридической ответственности работодателя (административной, уголовной и гражданско-правовой) Если у вас есть вопросы насчет комиссии по трудовым спорам, пишите их в комментариях Дополнительные материалы: Наталья Гущина Является автором работ по трудовому законодательству, опубликованных в специализированных журналах. Наталья отвечает на все ваши вопросы на нашей площадке и дает консультации по юридическим проблемам, связанными с работой. Разделы сайта О нашем сайте Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях.

Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации. Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт или источник информации.

Информация Контакты По вопросам сотрудничества и рекламы, а также жалоб и претензий просим писать на наш электронный адрес. the.site [@] otdelkadrov.online Scroll to Top

Сроки

Сотрудники организации могут обратиться в КТС (что такое комиссия по трудовым спорам и каковы ее полномочия рассмотрено ранее) в течение 90 дней с момента появления конфликта.

Данный срок предусматривает самопроизвольное разрешение ситуации. Если такого не произошло, то вопрос переходит в компетенцию комиссии.Но есть некоторые нюансы.

Если гражданин захочет обратиться с вопросом незаконного увольнения, на что у комиссии нет полномочий для решения проблемы, то делать это нужно как можно быстрее, чтобы суд не ставил вопрос о затягивании сроков в досудебном урегулировании ситуации.Заявление по трудовым спорам КТС обязано рассмотреть в течение десяти дней. После этого орган должен либо принять дело в производство, либо выдать мотивированный отказ с указанием причины. С этим документом можно обратиться в судебную инстанцию, так он будет подтверждать желание урегулировать вопрос досудебно.При принятии заявления на его рассмотрение дается месяц.

Решение можно опротестовать в течение десяти дней.

Статья 384 ТК РФ. Образование комиссий по трудовым спорам

1. Согласно ст. ст. 308, 348 ТК индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, и религиозной организацией как работодателем самостоятельно, рассматриваются в суде.

Таким образом, КТС не образуется, если работодателем является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, религиозная организация. 2. Статья 384 не содержит положения об обязательном создании КТС в организации.

Проявить инициативу в создании КТС могут как работники (представительный орган работников), так и работодатель (организация, индивидуальный предприниматель). О представительном органе работников см.

коммент. к ст. ст. 29, 30, 31.

Предложение о создании КТС должно иметь письменную форму. Устная форма обращения не влечет правовых последствий.

Возложение на сторону, получившую предложение о создании КТС, обязанности направить своих представителей означает, что сторона не только должна их определить (назначить, избрать), но и сообщить об этом другой стороне. Неисполнение работодателем обязанности направить в 10-дневный срок своих представителей в КТС со дня получения предложения свидетельствует о нарушении им трудового законодательства. 3. ТК предусматривает образование КТС на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции). Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует не менее половины работающих в данной организации (подразделении) работников.

Конференция работников проводится в тех случаях, когда в организации сложно провести общее собрание, что обусловлено большим количеством работающих, производственным процессом, режимом работы, территориальной разобщенностью структурных подразделений и другими причинами. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, которые определяются работниками организации. Конференция правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов.

Общее собрание и конференция работников принимают решения большинством голосов присутствующих на собрании и конференции.

4. КТС формируется из представителей работодателя. Таким образом, руководитель организации, индивидуальный предприниматель не могут войти в ее состав.

Это исключает их участие в оценке своей же деятельности, с которой не согласен работник, и создает условие объективности принимаемых КТС решений.

При назначении представителей работодателя руководителю организации, индивидуальному предпринимателю следует получить согласие работников на участие в работе комиссии. Выполнение этой обязанности основано на добровольном волеизъявлении работников. Назначение работников в состав КТС оформляется приказом, распоряжением работодателя.

5. К компетенции общего собрания работников относится решение о создании КТС в структурных подразделениях организации. Формирование КТС в структурных подразделениях осуществляется аналогичным образом, как и образование КТС в организации. В КТС структурных подразделений организации рассматриваются споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например об оплате сверхурочных работ, о неправомерном перемещении работника в пределах подразделения.

Спор о перемещении работника в другое структурное подразделение будет предметом рассмотрения КТС организации. 6. Работникам, избранным в состав КТС, предоставляются гарантии.

Они освобождаются от выполнения трудовых обязанностей для участия в работе комиссии. За этот период им сохраняется средний заработок (см.

коммент. к ст. 171). Принимая во внимание условия производственной деятельности, характер и многосменный режим работы и другие основания, заседание КТС может иметь место и в свободное для члена КТС время.

Вопрос о предоставлении работникам компенсаций в этом случае может решаться на локальном уровне.

7. Работодатель обязан обеспечить организационно-техническую деятельность комиссии — предоставить помещение и создать условия для работы. КТС должна иметь свою печать.

Средства на ее изготовление выделяются работодателем. 8. Председатель КТС, его заместитель, секретарь избираются членами КТС.

Они могут быть представителями работодателя или представителями работников. Законодательством не установлено требований к их составу и порядку избрания. 9. Законодательством не установлен срок, на который создается КТС.

Поэтому КТС может быть создана как на срок определенный, неопределенный, так и для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора. 10. При увольнении работника, являющегося членом КТС, принцип паритетности, лежащий в основе ее образования, нарушается.

В связи с этим представители работников, работодатель избирают или назначают нового работника в состав КТС.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ТК РФ

  1. «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. N 1076» (вместе с «Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования», «Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»)
  2. «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации»»
  3. «О внесении изменений в Положение об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» и федеральными органами исполнительной власти от имени Российской Федерации полномочий учредителя и собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации»

Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

Вы здесь Опубликовано 2007-12-10 04:01 пользователем HRTrud Комментарий к статье 384 1.

Согласно ст. ст. 308, 348 ТК индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, и религиозной организацией как работодателем самостоятельно, рассматриваются в суде. Таким образом, КТС не образуется, если работодателем является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, религиозная организация.

2. Статья 384 не содержит положения об обязательном создании КТС в организации. Проявить инициативу в создании КТС могут как работники (представительный орган работников), так и работодатель (организация, индивидуальный предприниматель).

О представительном органе работников см. коммент. к ст. ст. 29, 30, 31.

Предложение о создании КТС должно иметь письменную форму. Устная форма обращения не влечет правовых последствий.

Неисполнение работодателем обязанности направить в 10-дневный срок своих представителей в КТС со дня получения предложения свидетельствует о нарушении им трудового законодательства.

3. ТК предусматривает образование КТС на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).

Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует не менее половины работающих в данной организации (подразделении) работников. Конференция работников проводится в тех случаях, когда в организации сложно провести общее собрание, что обусловлено большим количеством работающих, производственным процессом, режимом работы, территориальной разобщенностью структурных подразделений и другими причинами. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, которые определяются работниками организации.

Конференция правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов.

Общее собрание и конференция работников принимают решения большинством голосов присутствующих на собрании и конференции. 4. КТС формируется из представителей работодателя. Таким образом, руководитель организации, индивидуальный предприниматель не могут войти в ее состав.

Это исключает их участие в оценке своей же деятельности, с которой не согласен работник, и создает условие объективности принимаемых КТС решений. При назначении представителей работодателя руководителю организации, индивидуальному предпринимателю следует получить согласие работников на участие в работе комиссии. Выполнение этой обязанности основано на добровольном волеизъявлении работников.

Назначение работников в состав КТС оформляется приказом, распоряжением работодателя.

5. К компетенции общего собрания работников относится решение о создании КТС в структурных подразделениях организации.

Формирование КТС в структурных подразделениях осуществляется аналогичным образом, как и образование КТС в организации. В КТС структурных подразделений организации рассматриваются споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например об оплате сверхурочных работ, о неправомерном перемещении работника в пределах подразделения.

Спор о перемещении работника в другое структурное подразделение будет предметом рассмотрения КТС организации.

6. Работникам, избранным в состав КТС, предоставляются гарантии. Они освобождаются от выполнения трудовых обязанностей для участия в работе комиссии.

За этот период им сохраняется средний заработок (см.

коммент. к ст. 171). Принимая во внимание условия производственной деятельности, характер и многосменный режим работы и другие основания, заседание КТС может иметь место и в свободное для члена КТС время.

Вопрос о предоставлении работникам компенсаций в этом случае может решаться на локальном уровне.

7. Работодатель обязан обеспечить организационно-техническую деятельность комиссии — предоставить помещение и создать условия для работы.

КТС должна иметь свою печать. Средства на ее изготовление выделяются работодателем. 8. Председатель КТС, его заместитель, секретарь избираются членами КТС.

Они могут быть представителями работодателя или представителями работников. Законодательством не установлено требований к их составу и порядку избрания.

9. Законодательством не установлен срок, на который создается КТС. Поэтому КТС может быть создана как на срок определенный, неопределенный, так и для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора. 10. При увольнении работника, являющегося членом КТС, принцип паритетности, лежащий в основе ее образования, нарушается.

В связи с этим представители работников, работодатель избирают или назначают нового работника в состав КТС. Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации Под редакцией Орловского Ю.

П. 2007 г. Источник: СПС Консультант Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Обязательно ли наличие в организации комиссии по трудовым спорам

Вы здесь Опубликовано 2008-01-28 13:50 пользователем HRTrud «Кадровик.

Трудовое право для кадровика», 2008, N 12 Вопрос: ? Обязательно ли обращение сначала в КТС, а затем в суд, или возможно сразу обращение в суд? Ответ: ТК РФ не содержит требования об обязательном создании комиссии по трудовым спорам (КТС) у работодателя.

Комиссия образуется лишь при наличии волеизъявления работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании КТС, обязаны в 10-дневный срок направить в комиссию своих представителей (ст.

384 ТК РФ) Как известно, органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, является комиссии по трудовым спорам и суды. Статья 46 Конституции РФ и ТК РФ гарантирует каждому человеку право на судебную защиту.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2

«О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в КТС (за исключением дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с решением КТС — обратиться в суд, либо сразу обратиться в суд. Если индивидуальный трудовой спор в течение 10 дней со дня подачи заявления работником КТС не рассмотрен, то работник вправе его перенести на рассмотрение в суд.

Итак, случаи рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах: — по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза в случае несогласия с решением КТС; — при обращении работника сразу в суд, минуя КТС; — по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. В ТК РФ также перечислены категории индивидуальных трудовых споров, которые рассматриваются непосредственно судами. К ним относятся: — споры по заявлениям работника: о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; — споры по заявлениям работодателя: о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами; — споры об отказе в приеме на работу; — споры лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; — споры лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Рекомендуем прочесть:  Виды отчетов организации на осн

В.Власенкова К. ю. н., ассистент кафедры трудового права и социального обеспечения МГУ им.

М.В.Ломоносова Подписано в печать 12.11.2008 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Рассмотрение трудовых дел комиссией по трудовым спорам

Вы здесь Опубликовано 2006-03-26 04:26 пользователем HRTrud Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВС РФ N 2: «учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ)». Комиссия по трудовым спорам — это специализированный орган социального партнерства по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. «Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем» (статья 385 ТК РФ). Комиссия по рассмотрению трудовых споров (КТС) — это достаточно эффективный орган по рассмотрению трудовых споров в системе специализированных в данной области юрисдикционных органов, так как КТС — это постоянно действующий или временно образуемый орган, находящийся при организации, что очень важно, ведь на практике вследствие этого сокращаются сроки рассмотрения спора, более мобильно собираются доказательства.

Если одна из сторон не согласна с решением КТС или разногласие между сторонами не урегулировано, то следующим органом, в который переносится спор, становится суд. В соответствии с новой редакцией статьи 384 ТК РФ: «Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем.

Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников».

Обратите внимание! Теперь установлен четкий срок: работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Немаловажным представляется тот факт, что по решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы и в структурных подразделениях организации.

Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации.

В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений (статья 384 ТК РФ (Приложение N 7)). В случае если одна из сторон спора не согласна с решением КТС структурного подразделения организации, то спор переходит на рассмотрение в суд, а не в КТС организации. «Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать.

Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии» (статья 384 ТК РФ). На практике сформировались следующие категории индивидуальных трудовых споров, рассматриваемые в комиссиях по трудовым спорам: Споры по условиям труда; Споры об изменении обязательных (существенных) условий трудового договора; Споры, связанные с бригадной формой организации труда; Споры по вопросам заработной платы; Споры по вопросам премирования; Споры, связанные с удержанием из заработной платы; Споры об оплате труда в условиях, отклоненных от норм; Споры, касающиеся гарантийных и компенсационных выплат; Споры, касающиеся трудовой дисциплины; Споры о снятии дисциплинарных взысканий; Споры об отстранении от работы; Споры о внесении записей в трудовую книжку; Споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки; Споры, касающиеся рабочего времени и времени отдыха; Споры, касающиеся охраны жизни и здоровья работников.

Исходя из смысла статьи 391 ТК РФ (Приложение N 7), в КТС не могут быть рассмотрены следующие категории индивидуальных трудовых споров, которые рассматриваются только в суде: — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; — об изменении даты и формулировки причины увольнения; — о переводе на другую работу; — об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; — о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами; — об отказе в приеме на работу; — лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; — лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Согласно статье 386 ТК РФ (Приложение N 7) работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в случае пропуска установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу, если признает причины пропуска срока уважительными.

Бремя доказывания уважительности таких причин возлагается на работника. Если работник не доказал, что причины пропуска трехмесячного срока уважительны, то КТС отказывает работнику в рассмотрении спора, что не препятствует работнику обратиться в суд за защитой своего права. О форме заявления, подаваемого на рассмотрение в КТС, в законе ничего не сказано, предполагается, что она должна быть письменной, заявление составляется в свободной форме с обязательным формулированием всех требований, предъявляемых к другой стороне.

По аналогии со статьей 131 ГПК РФ (Приложение N 6) в заявлении можно указать: — адрес, куда подается заявление; — фамилию, имя, отчество заявителя; — место работы с обязательным указанием структурного подразделения; — профессия, должность заявителя; — в чем заключается нарушение права, кто, когда, при каких условиях нарушил право, лишил возможности исполнить соответствующую обязанность; — доказательства, подтверждающие нарушение права (доказательства, которые работник просит собрать КТС); — какое решение работник ждет от КТС.

В соответствии со статьей 387 ТК РФ (Приложение N 7) заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. На практике поступающие в КТС заявления регистрируются в журнале учета заявлений, который содержит такие примерные графы: — дата принятия заявления, Ф.

И.О. заявителя: — дата рассмотрения трудового спора; — суть вынесенного решения; — дата выдачи работнику копии решения КТС.

На практике, получив заявление, КТС собирается на предварительное заседание, на котором решаются вопросы, касающиеся правомочности состава комиссии, не пропущен ли срок обращения за разрешением спора, кого стороны спора желают пригласить в качестве свидетелей, экспертов, назначается дата рассмотрения спора.

КТС рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Этот срок императивный и продлению не подлежит.

Председатель комиссии объявляет, какие свидетели, эксперты явились, если они были допрошены ранее, то КТС может вызвать их повторно. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

В качестве представителя может выступать представитель профсоюзного органа, адвокат либо другое уполномоченное работником лицо. Допускается рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя, но лишь по письменному заявлению работника.

В случае если отсутствует такого рода заявление и работник или его представитель на заседание КТС не явились, то рассмотрение трудового спора, соответственно, откладывается. При вторичной неявке КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока. КТС выслушивает заявителя, ему также могут быть заданы определенные вопросы.

«Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов.

По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии» (статья 387 ТК РФ). Статья 388 ТК РФ регламентирует порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам: «Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются: Наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника; Даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора; Фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; Существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); Результаты голосования. Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения».

По результатам рассмотрения спора КТС выносит мотивированное решение, в котором либо удовлетворяет требования заявителя, либо отказывает в их удовлетворении, указываются обязательства, возлагаемые на работодателя, в случае если решение вынесено не в его пользу. Следует добавить, что решение КТС должно содержать ссылки на юридические нормы, должно быть конкретизированным, не допускать различного толкования, реквизиты решения КТС, названные в статье 388 ТК РФ (Приложение N 7), являются обязательными, в нем указываются результаты тайного голосования, если требования работника удовлетворяются, то какие действия должен совершить работодатель. Многие вопросы организации и деятельности КТС, вопросы, касающиеся вынесения решений, законодательно не регламентированы.

В научной литературе высказываются мнения относительно принятия Трудового процессуального кодекса, но на сегодняшний день во многих этих вопросах можно ориентироваться на ГПК РФ (Приложение N 6), а именно на общий порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел.

К протоколу заседания КТС участники могут делать свои замечания. Решение КТС может быть обжаловано в течение десяти дней.

Моментом отсчета является выдача копии решения КТС, которая выдается работнику в течение трех дней с момента рассмотрения спора. По истечении десяти дней, предусмотренных для обжалования, работодателю дается три дня на добровольное исполнение решения КТС. Если работодатель добровольно не исполняет решение КТС, то КТС выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа, и тогда решение, принятое по трудовому спору, переходит в стадию исполнительного производства.

Обратите внимание! Федеральным законом N 90-ФЗ (Приложение N 15) установлен срок действия такого исполнительного документа, как удостоверение комиссии по трудовым спорам. «Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок.

Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд» (пункт 2 статьи 389 ТК РФ). Удостоверение КТС заверяется печатью и подписывается членами комиссии и председателем.

Далее удостоверение предъявляется работником в службу судебных приставов по месту нахождения организации-работодателя. Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве (Приложение N 21)) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока.

«На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок» (статья 389 ТК РФ).

Следует отметить, что удостоверение как исполнительный документ должно соответствовать обязательным требованиям, установленным в статье 8 Закона об исполнительном производстве:

«наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ; Дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера; Дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; Наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса, фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы; Резолютивная часть судебного акта или акта другого органа; Дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа; Дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению»

.

Нарушение требований, предъявляемых к исполнительному документу, может повлечь за собой такое неблагоприятное последствие, как возвращение исполнительного документа в трехдневный срок со дня его поступления.

«В постановлении о возвращении исполнительного документа указывается, по какому основанию возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для устранения допущенных нарушений.

В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.

Постановление о возвращении исполнительного документа может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок» (статья 10 Закона об исполнительном производстве). Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. правовое регулирование. практика.

документы А.А. Бондаренко Источник: СПС Консультант+ Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Этап 3. Разработать Положение о КТС

Положение о КТС разрабатывает и принимает уже избранный состав комиссии. При этом пункты Положения о КТС должны соответствовать требованиям, установленным ст.

387–390 ТК РФ. В Положении о КТС обязательно нужно предусмотреть следующие моменты: • порядок действия КТС, режим ее работы; • порядок созыва заседания КТС; • правомочность заседаний КТС при отсутствии кого-либо из ее членов; • разработку положений о председателе и секретаре КТС; • кворум; • порядок ликвидации КТС и т.

д.

Этапы формирования КТС

  • По чьей инициативе создаётся КТС;
  • Ознакомление работников с приказом. Наилучший вариант – это подпись всех работников на бланке ознакомления, который будет храниться вместе с приказом. Но это правило является не обязательным, приказ может быть просто вывешен в доступном для всех в организации месте.
  • Появление оснований для создания комиссии. Как следует из предыдущей главы, это может быть письменное волеизъявление представителей работника или нанимателя. Как правило, они появляются после нарушения условий труда, допущенных нанимателем.
  • Обеспечение деятельности КТС. Все заботы о материально-техническом обеспечении комиссии ложатся на плечи нанимателя. Он должен обеспечить её помещением для проведения заседаний, бумагой и другими канцтоварами, печатью для заверения решений.
  • Издание приказа о создании КТС. Этот официальный документ должен быть выполнен с соблюдением всех норм делопроизводства. В части содержания в нём должны найти отражение:
    • По чьей инициативе создаётся КТС;
    • Какие индивидуальные трудовые споры имеет право рассматривать комиссия;
  • Какие индивидуальные трудовые споры имеет право рассматривать комиссия;
  • Состав комиссии, с указанием председателя комиссии, его заместителя и секретаря.
  • Формируется состав комиссии. Претендентам в КТС направляются письменные предложения, на которые они отвечают отказом или согласием. Количество членов КТС определяется сторонами самостоятельно, но численность делегатов от нанимателя и работников должна быть одинаковой.

Как правило, в состав комиссии по трудовым спорам входит не менее пятнадцати человек.

На места основных членов комиссии попасть не так уж и просто. Для этого необходимо пройти процедуру голосования и только по ее итогам можно занять какое-либо место.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+