Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Права ребёнка в школе и их защита рф статьи

Права ребёнка в школе и их защита рф статьи

Права ребёнка в школе и их защита рф статьи

Что и кто защищает права ребенка в школе


Существует ряд ситуаций, при которых у родителей и самих детей возникает вопрос — как поступать и как защищать свои права. Рассмотрим некоторые из них:

  • Все факультативные занятия посещаются на добровольной основе. Нельзя занижать оценки тем, кто ходил только на основные уроки.
  • Привлечение к уборке в школе может реализовываться только с согласия ученика и его родителей.
  • Недопустима дискриминация детей по половому признаку, то есть, разделение обязанностей между учениками в зависимости от того, мальчики они или девочки.
  • Добровольная сдача денег. Образование в России предоставляется на бесплатной основе, следователь, собирать какие-либо средства на ремонт класса, обучающие материалы и прочее нельзя. Если родители отказываются, то на детей это сказываться не может.
  • Охрана здоровья. Школа отвечает за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог утром и до тех пор, пока не покинет здание вечером. Любое принуждение к активности, которое может навредить ребенку, а также безответственное отношение может привести к серьезным последствиям.

Так как Россия — светское государство в школе могут учиться дети разных конфессий. И задача педагогов уважительно относится ко всем ученикам, не проводить мероприятия, популяризирующие ту или иную религию.Полезно!

Дежурство по школе приравнивается к труду, следовательно, чтобы привлечь к этой активности учеников необходимо заручиться согласием их родителей.Школа — это место, в котором дети проводят очень много времени. В связи с этим на законодательном уровне закреплены права и обязанности несовершеннолетних в процессе нахождения в учебном заведении.

Существует множество нюансов и тонкостей, которые приводят к периодическим нарушениям прав детей. Контроль над тем, чтобы действия педагогов и работников школы были законны, должен осуществлять родительский комитет, а также вышестоящие инстанции.Поделиться с друзьями:

Нарушение прав ребенка в школе

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, способы их решения. Педагог устроил публичное разбирательство с учеником.

Публичные выяснения отношений учителя с учеником недопустимы. Статья 3 Конвенции о правах детей, которая обязывает наилучшим образом обеспечивать интересы подрастающего поколения. А линчевание в присутствии других детей противоречит праву учащихся на уважении их человеческого достоинства (пп.

9 п. 1 ст. 34 закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Учителю позволено обсудить проблему с учеником и с его разрешения вынести предмет спора на обсуждение с другими учащимися.

Разговоры на повышенных тонах, чрезмерные наказания, шантаж и психологическое насилие могут вызвать нервный срыв у ребенка с неокрепшей психикой. Пункт 3 статьи 43 Закона об образовании в России запрещает физическое или психическое насилие над учениками, несмотря на их плохое поведение.

Серьезные физические последствия в результате действия учителя встречаются крайне редко, но если такое случилось, нужно зафиксировать этот факт. Ученики бывают сложными, лишают педагогов терпения – несмотря на это преподаватель не имеет права ударить ученика, дать ему подзатыльник или пощечину.

Рукоприкладство в зависимости от вреда, причиненного здоровью воспитанника, карается дисциплинарным, административным и даже уголовным наказанием.

Работник школы отнял телефон или другой личный предмет у ученика.

Использование телефона в учебном заведении не регламентировано ни одним правовым документом, следовательно, гаджетом можно пользоваться в школе. Поэтому учитель не имеет права забрать ни телефон, ни другой предмет собственности (даже сигареты). Статья 209 часть 2 глава 13 Конституции РФ: Собственнику принадлежат все права владения и распоряжения своим имуществом.

Но при этом моральные нормы поведения в обществе никто не отменял. Манипуляции с телефоном могут нарушить общественный порядок, мешать учебному процессу других учащихся. Учитель может сделать замечание, а ученик не должен игнорировать просьбу педагога, убрать гаджет во время урока.

Педагог не допустил школьника к занятиям или выгнал из аудитории.

Не существует законных оснований у директора или педагога не пускать ученика в школу по причине опоздания, плохой прически, при отсутствии формы или справки о болезни. Иначе нарушаются права на получение обязательного образования. Нельзя выгнать с урока или не пустить на урок (это гарантируется статьей 43 Конституции РФ).

В случае инцидента можно написать заявление директору о нарушении образовательного процесса. Школа несет ответственность и за здоровье ребенка в учебные часы. Если школьник ведет себя безобразно, ломает мебель или угрожает здоровью окружающих, его нужно изолировать.

Для этого учитель может вызвать охрану или представителей медицины и сдать ребенка «с рук на руки». Вот, что говорит юрист: Конфликты с другими учащимися.

Не только работники школы могут нарушать права ребенка на физическую и психологическую неприкосновенность ребенка.

Нередки случаи группового преследования школьника соучениками.

Иногда инициатором таких конфликтов выступает учитель.

Частые причины травли сверстниками:

  1. Проявление индивидуальных способностей.
  2. Религиозные взгляды;
  3. Национальные различия;
  4. Нестандартное физическое развитие (трудно приходится детям с лишним весом);

Если мама и папа ребенка применяют физическое насилие против обидчика, это может закончиться возбуждением уголовного дела против родителей.

Взрослые должны поговорить с несовершеннолетними обидчиками и учителем, выяснить причины неприятия, провести разъяснительную беседу.

Если это не помогает, нужно обращаться к директору школы. Администрация требует деньги на нужды школы.

Всем знакома ситуация, когда руководство учебного заведения собирает у родителей деньги на различные нужды. Ремонт, новое оборудование, мебель – оплата всего этого ложится на плечи учащихся. Если родители отказываются сдавать деньги, страдают их дети, которые подвергаются преследованиям со стороны классного руководителя.

Такие действия учителей противоречат закону о равном положении детей с различным материальным достатком и праву школьников на бесплатное образование, унижают честь и достоинство учеников. В этом случае родители могут обратиться с жалобой в орган управления образованием.

Обычно такой меры бывает достаточно, до прокуратуры и суда дело не доходит. Привлечение детей к уборке территории. В статье 34 (пункт 4) ФЗ об образовании говорится о запрете привлечения детей к труду, не предусмотренному учебной программой.

Особое внимание уделяется согласию несовершеннолетних на участие в различных мероприятиях по уборке школы, обслуживании учеников или учителей в столовой.

Причем одного согласия ребенка недостаточно, его родители также должны быть не против помощи школе трудом со стороны своего чада. В противном случае родители имеют возможность пожаловаться на руководство учебного заведения. В России права и обязанности ребенка в школе тесно связаны. На заседании комитета Совета Федерации по науке и образованию 26 сентября 2016 министр О.Ю.Васильева выразила мнение о необходимости возврата в школу общественно-полезного труда.
На заседании комитета Совета Федерации по науке и образованию 26 сентября 2016 министр О.Ю.Васильева выразила мнение о необходимости возврата в школу общественно-полезного труда.

Она считает, что уборка учебных помещений, работа по облагораживанию пришкольной территории не угрожает жизни и здоровью школьников.

Маленький человек должен обладать чувством ответственности за место, в котором проходит 11 лет его жизни.

Министр предложила видоизменить соответствующий пункт закона об образовании.

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами.

В частности, школьник имеет право:

  1. на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  2. на бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  3. на доступ к информации;
  4. на выбор учебного заведения;
  5. на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  6. на помощь школе на добровольных началах;
  7. на выбор формы получения образования: в школе и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  8. на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  9. на участие в школьном самоуправлении;
  10. на обучение в безопасных условиях;
  11. на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  12. имущественные права.
  13. на помощь учителей во время обучения;
  14. на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  15. на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  16. на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  17. на бесплатное образование;
  18. на свободу совести и выражение личных убеждений;
  19. на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе, недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями: «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка». Однако, не всегда это бывает так.

Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и учитель не допустил его до уроков.

Когда ученика не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование.

У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок. В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие меры как замечание, выговор, исключение из школы.

А вот такой меры, как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или ученик могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру. Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников. Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе, то это повод для родителей обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель может только лично, без посторонних.

При этом он не должен также оказывать на ученика давление. Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное как применение мер психического насилия по отношению к ученику, унижение его чести и достоинства. В таком случае родители вправе не только обратиться к администрации школы, но и в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги.

Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать. Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей есть все основания обратиться с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др. В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей.

Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что Министр образования и науки О.Ю.Васильева считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании. Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка, в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно.

Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив. Конечно, права школьника не должны нарушаться.

Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, а на федеральном уровне — законом об образовании.

Примечание С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне.

Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

с последующими изменениями, ответ на свою жалобу заявитель должен получить в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей Конституция РФ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Также в блоге Защищаем права ребенка в школе Метки:

Как поступать родителям

Если права детей в школе нарушаются педагогами, законные представители должны принять меры к их восстановлению. В случае применения в отношении несовершеннолетнего физического насилия, необходимо действовать следующим образом:

  1. снять копию справки;
  2. обратиться в отдел полиции;
  3. оригиналы документов приложить к заявлению;
  4. получить медицинское заключение о травмах;
  5. обратиться к руководителю образовательной организации для ограждения ребенка от педагога.
  6. написать заявление;

Одним из вариантов насилия над учениками может быть привлечение к занятиям, опасных для ребенка.

Например, учитель по физическому воспитанию принуждает несовершеннолетнего, перенесшего болезнь, к урокам.

При ухудшении состояния здоровья или получении новой травмы, родители должны обратиться в уполномоченные органы (полицию, прокуратуру).Менее значимые проблемы можно поднять при проведении родительского собрания. Возможность пожаловаться и найти единомышленников среди других родителей класса может помочь в урегулировании конфликтной ситуации.

Защищаем права ребенка в школе

Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель». Как родители могут защитить права ребенка в школе?

Рассмотрим несколько примеров. Гендерное равенство Гендерное равенство – это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу. Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация.

Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать? Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд. Школа и религия Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого. Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря.

Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения.

Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах. В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать? Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по праваам ребёнка. Уважение чести и достоинства школьника Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства. Возможный вариант нарушения — разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений:

«Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них»

(статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо. Что делать? Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий. В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы. Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.
Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка. Право на охрану здоровья Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка.

Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.

Что делать? Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья. Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд. Обязательные дополнительные занятия, факультативы Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия. Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени.

Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия.

Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать. Что делать? Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе.

При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу. Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается»

— записано и в статье 50 Закона «Об образовании». Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей.

Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки. Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать? Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом.
Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом.

При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам с просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет. Также заранее следует выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду.

Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, согласие родителей необходимо. Если родители не согласны с привлечением детей к общественно полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся, руководствуясь действующим законодательством. Право на образование Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство. Что делать? Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены.

Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть. Напишите жалобу директору школы.

Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования.

Закон

«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

даёт на это право. Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей!

Научите детей постоять за себя. При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов Защищаем права ребенка в школе

Обязанности школьника

Помимо прав, каждый человек имеет определенные обязанности и степень ответственности, согласно его социальным ролям.

Так, в школе на ребят действуют правила, отступление от которых чревато наступлением дисциплинарной, уголовной, административной, материальной и гражданской ответственности. Кратко перечислим основные обязанности детей в школе:

  1. каждый обучающийся должен уважать достоинство окружающих его педагогов и детей;
  2. запрещено применение любых насильственных действий;
  3. наличие необходимых учебных материалов и канцелярских товаров;
  4. опрятный внешний вид и деловая форма одежды;
  5. если ребенок отсутствует в школе более трех дней, он должен предоставить справку;
  6. сменная обувь;
  7. запрещается приносить на территорию школы взрывчатые, колющие-режущие, спиртные, огнеопасные, наркотические вещества.
  8. запрещено курение на территории школы и употребление стимулирующих веществ;
  9. появление на занятиях вовремя без опозданий;
  10. нельзя употреблять ругательных слов и непристойные жесты;
  11. нельзя без разрешения медицинского работника или классного руководителя покидать заведение в учебное время;

Каждый ученик должен бережно относиться к имуществу заведения, где он обучается и имуществу других детей. За это он несет материальную ответственность, в отдельных случаях может применяться уголовное наказание за порчу чужого или казенного имущества.

В обязанности также входит участие в благоустройстве образовательного учреждения и его территории, в пределах разумных физических усилий без принуждения сверстников или учителей. Любое нарушение дисциплины на уроках, невыполнение домашних заданий или других требований преподавателей в отношении учебного процесса может повлечь наказание.Часто родителей интересует вопрос о том, обязан ли ребенок питаться в школе.

Ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.

Законодательством Российской Федерации возлагается на образовательное учреждение обязанность организации питания воспитанников. То есть, предусматривается помещение для столовой и выбор продуктов питания в ней. Но, если вас или вашего ребенка не устраивает качество питания в школьной столовой, вы вправе отказаться от него, написав заявление на имя директора.

Вторая группа имеет также большое значение, поскольку именно от понимания круга своих обязанностей ребенок или подросток-школьник осознает свою долю ответственности. Эту группу можно условно разделить на требования к общему поведению и обязанностям на занятиях.

Требования к общему поведению школьника в учебном заведении:

  1. Заботиться о своей безопасности и здоровье.
  2. Выглядеть опрятно.
  3. В случае пропуска занятий в учебном заведении, школьник обязан предъявить классному руководителю справку из медицинского учреждения либо заявление родителей о причинах пропуска.
  4. Соблюдать правила, установленные в учебном заведении.
  5. Выполнять требования директора, учителей, других работников школы.
  6. Принимать участие в уборке школьных классов, дежурству по школе, уборке пришкольной территории.
  7. Выполнять домашние задания, учиться добросовестно.
  8. Уважать право собственности учебного заведения, его сотрудников, других учащихся.
  9. Своевременно посещать занятия по расписанию, в том числе приходить в образовательное учреждение заблаговременно (с учетом времени на гардероб, занятие рабочего места и подготовки принадлежностей к занятиям).
  1. Поднимать руку (при желании ответить на вопрос учителя, задать свой вопрос, выйти).
  2. По требованию учителя предъявлять свой дневник.
  3. Должен стоя приветствовать учителя, входящего в класс.
  4. На занятиях иметь необходимые учебники, тетради, необходимые принадлежности.
  1. Проносить в учебное заведение запрещенные вещества (любое оружие, взрывчатые вещества, алкогольные напитки, сигареты, наркотические вещества).
  2. Использовать музыкальные плееры и мобильные устройства во время занятий.
  3. Уходить из школы в урочное время без разрешения классного руководителя и медицинской сестры.
  4. Использовать нецензурную брань при общении.
  5. Физическое насилие, издевательства.

Соблюдайте свои обязанности и знайте права!

Какие права у ребенка в школе

Как говорилось выше, законодательство РФ устанавливает обязательное получение среднего образования ребенком по стандартам качества ФГОС. Для этого, каждый родитель обязуется обеспечить получение знаний для своего чадо.

Это может быть общая образовательная программа, либо подготовленная индивидуально при необходимости (согласно медицинским заключениям). Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам: +7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область +7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область +7 (800) 600-36-17 Остальные регионы Это быстро и бесплатно!

Учебная нагрузка определяется Уставом ОУ, он же регламентирует порядок и режим занятий в соответствии с регламентом Департамента Здравоохранения населенного пункта.

Вся информация, получаемая детьми, должна соответствовать их возрасту и интеллектуальному развитию. Конечно, ребята могут превышать своих сверстников в развитии, в таком случае, для одаренных детей существует усложненная программа и различные олимпиады.

В соответствии с Уставом возможно оказание дополнительных платных услуг по образовательным направлениям для желающих. Напротив, изучение Канта для детей начальных классов не совсем целесообразно.

Для отстающих учеников должны быть созданы специальные условия: с учетом графика работы ОУ учитель обязан помочь ребенку сдать материал по теме.

Главное неотъемлемое право каждого человека — быть выслушанным (еще лучше — услышанным), а также свободное волеизъявление и самовыражение. Все оценки работ, проделанных обучающимися должны быть объективными и отражать реальный уровень знания и умений ребенка по данному предмету.

Исключается субъективное отношение учителя к ученику, которое провоцирует отметку не соответствующую этим показателям.

Также, ученики должны быть осведомлены о своих оценках, их сокрытие недопустимо. Перед проведением контрольных или проверочных работ, обучающиеся должны быть заблаговременно предупреждены, а результаты проведения могут быть как конфиденциальными, так и обозримыми, в зависимости от требований ученика. В школе ребятам не может быть навязана никакая религия, верование или убеждения.

Каждый ученик имеет право на свободу волеизъявления и вероисповедания, поэтому они легко могут отказаться от участия в мероприятиях, носящих религиозный характер и никто не вправе их заставить посещать подобные курсы, также дети не обязаны озвучивать и высказываться по поводу своих религиозных предпочтений. Как и все люди при занятии интеллектуальной образовательной деятельностью, ребята утомляются и должны иметь возможность отдыхать в каникулярное время, установленное каждой школой индивидуально, либо по государственной инициативе.

Между уроками и сменами предполагаются перерывы для отдыха и обеда. Любой учащийся имеет возможность принимать участие в общественной жизни школы, выступать на олимпиадах и конференциях, других образовательных и развлекательных мероприятиях. Любое ограничение инициативы ребенка чревато его деградацией и снижением успеваемости.

При соблюдении вышеописанных прав процесс обучения будет приносить радость обучающимся и чувство уважения их человеческого достоинства. В случае не соблюдения прав ученика, последний в праве обратиться к уполномоченному по правам участников образовательных процессов, либо принять участие в управлении самого ОУ, в соответствии с его Уставом посредством участия в Совете школы.

Обязанности ребенка в школе

Конечно, кроме прав все школьники обладают и обязанностями:

  1. прыгать по ступенькам и кататься по перилам;

  2. играть в азартные игры;
  3. нельзя во время занятий кушать или жевать жвачку, разговаривать по телефону;
  4. после отсутствия на занятиях предоставлять справку из медицинского учреждения о причине неявки или записку от родителей (законных представителей);
  5. соблюдать технику безопасности, не причинять вреда себе и другим;
  6. выполнять требования педагогов, директора и других работников школы в рамках Устава учреждения;
  7. курить и употреблять алкоголь, наркотики;
  8. учиться добросовестно, выполнять заданные на дом уроки, осваивать школьную программу;
  9. обнаружив подозрительного человека или предмет на территории школы, обязательно сообщить администрации или любому сотруднику школы;
  10. приходить в школу аккуратным, чистым;
  11. портить имущество школы или других людей.
  12. соблюдать на занятиях тишину, если нужно выйти или желая ответить, поднимать руку;
  13. отвечать на уроке, выходить к доске, когда того требует педагог;
  14. приносить опасные для здоровья предметы (ножи, газовые баллончики и прочее);
  15. неуважительно, грубо разговаривать со старшими и своими сверстниками, ругаться матом;
  16. при необходимости отсутствия на уроке заранее предоставить подтверждающий документ или записку от родителей.
  17. уважительно относиться абсолютно ко всем работникам учебного заведения, здороваться при встрече;

  18. предъявлять учителю дневник по требованию;
  19. соблюдать школьный режим, не опаздывать и не пропускать занятия;

Права и обязанности ребенка в школе.

Автор публикации Юрист, Россия, Санкт-Петербург Подписаться Рейтинг публикации:

(5,00) ( 9) 235 просмотров 04 февраля 2020 в 16:28 Похожие темы: ​​У граждан России по праву рождения есть определенные права и обязанности.

Их спектр расширяется в процессе взросления, весь объем человек получает при достижении восемнадцати лет. Но часть прав и обязанностей есть и у детей, так как они находятся под особой защитой государства.Различные федеральные и региональные акты указывают на принципы реализации прав несовершеннолетнего в школе.Законодательство.1.Конвенция ООН о правах человека.2.Конституция РФ.3.ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.4.Устав школы.Права ребенка на уроке.В большинстве случаев учителя указывают лишь на обязанности учеников на уроке, но у них есть и спектр прав. К ним относятся:-высказывать личное мнение.-отойти в туалет, предварительно, спросив об этом у учителя.-иметь доступ к оценкам, как только они поставлены.-покинуть класс после звонка на перемену.-на свободу передвижения, в соответствии с правилами распорядка школы.-право собственности на личные вещи (телефон).Так же если педагог допустил ошибку в объяснении темы урока, ученик вправе на нее указать.Обязанности ученика в школе и на уроке.Полноценная защита прав всех граждан допустима только в случае соблюдения обязанностей всеми членами общества.

Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого. В связи с этим помимо широкого перечня прав есть и определенные обязательства учеников.

Рассмотрим некоторые из них:-Ребенок должен проявлять уважением к педагогам и всем работникам школы.-Добросовестное отношение к учебе — одна из базовых обязанностей.-Соблюдение школьного режима и внутренних стандартов, в частности, формы.-Если ученик пропустил школу по уважительной причине, то должна быть приложена соответствующая справка или иной документ.-Соблюдение техники безопасности.Что касается обязанностей школьника непосредственно на уроке, то к ним относятся:-добросовестное и полное выполнение домашнего задания.-предъявление дневника по требованию учителя.-внимательно слушать то, что говорит педагог.-приносить на урок, все, что для него требуется — тетради, учебники, канцелярские принадлежности и так далее.-отсутствие лишних предметов в рюкзаке — игрушек, гаджетов.-по просьбе учителя подходить к доске и отвечать, либо сразу выразить свою неготовность к уроку.-своевременно приходить на занятия.Во время урока следует соблюдать тишину. Если ученик хочет выйти или что-то спросить, то должен сначала поднять руку.Что запрещается ученику, когда он в школе.Идеальная ситуация, когда учителя и ученики соблюдают свои обязанности и уважают права друг друга.

Но такое достигается не всегда.

Есть перечень действий, реализуемых учениками, которые недопустимы:-принесение в школу опасных предметов — оружия, химикатов и так далее.-провоцирование конфликтов, участие в потасовках.-пропуск уроков без уважительной причины.-находится в школе в состоянии алкогольного опьянения.-курение на территории школы.-воровство и причинение ущерба третьим лицам.Грубое общение с педагогами и работниками учреждения также недопустимо.

Распространенной формой наказания за подобный проступок является вызов в школу родителей.Нарушение прав ребенка в школе.Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:-Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений.

Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию.

Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.-Изъятие личных предметов.

Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет.

Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.-Не допуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.Государственные органы куда можно пожаловаться на нарушение прав ребенка в школе.-районный отдел по образования.-Комитет или департамент по образования субъекта федерации.-Прокуратура.-Уполномоченный по правам ребенка субъекта федерации.-Министерство образования РФ. Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Написать личное сообщение автору Автор: Юрист Подписаться Спросить Поделиться Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию Проголосовало: 9 Рейтинг 5,00 Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации ОК

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности.

Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности. В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Конституцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям.

Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской Федерации. В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  3. Конституция Российской Федерации.
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  5. Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  6. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  7. Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права.

Среди них самыми значимыми являются:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  2. Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  3. Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.). Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.

На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

, устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Основные права детей Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку.

Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ: 1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ).

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). 4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. 6. Изменение имени и фамилии ребенка.

По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ). 7. Имущественные права ребенка.

Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст.

60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»

(ст.

3). «Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст.

18). Кроме того, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. Принцип 3 Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4 Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход.

Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния. Принцип 6 Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение.

Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8 Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Принцип 9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию. Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей. В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка.

о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как День прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений.

Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как: право на жизнь и здоровое развитие; право на имя; право на гражданство; право знать своих родителей; право на заботу родителей и совместное с ними проживание; права и обязанности родителей по отношению к детям. Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. В соответствии со Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( Конвенции). На основании Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке. Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( Конвенции). Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. По Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. На основании Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.

34 Конвенции). Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы: ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта.

Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях. Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности. Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( СК РФ).

Использованные материалы: 1) «Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012); 2) Статья Михаила Красильникова с сайта ; 3) «Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О.

А. 4) Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)

Набор прав, гарантированных каждому ребенку в школе

Все основные права граждан независимо от их возраста и социального статуса закреплены в Конституции России и в отдельных нормативных актах. Помимо этого нашей страной были ратифицированы многочисленные международные акты и конвенции, закрепляющие права человека, в том числе и ребенка. К основополагающим правам, принадлежащим всем людям от рождения, относятся: право на имя, на жизнь и другие.

Набор прав каждого ребенка включает как основополагающие права, так и специфические права, связанные с получением образования в школе. Перечень таких прав регламентирован в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в частности, ст. 34) и ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.

и включает:

  1. развивать свои знания, а также физическое развитие и участвовать в олимпиадах и соревнованиях, полученные положительные результаты в которых должны быть поощрены руководством школы.
  2. право на уважение со стороны педагогов и других школьников чести и человеческого достоинства – это выражается в запрете на оскорбление, на применение насилия в различных формах, а также в охране здоровья;
  3. право свободно выражать свои мысли и взгляды, а также свободу совести и информационного обеспечения;
  4. выбрать школу как самостоятельно, так и с учетом мнения родителей, в том числе осуществить переход из одной школы в другую в соответствии с учебным планом;

  5. получить бесплатную педагогическую и психологическую помощь, а при необходимости также и психолого-медико-педагогическую коррекцию;
  6. активно участвовать в жизни школы, в том числе в управлении ею в предусмотренные уставом дни самоуправления;
  7. выбирать факультативные занятия, соответствующие интересам ребенка (например, спортивные секции, музыкальные занятия или танцевальные кружки и прочие);
  8. пользоваться услугами библиотеки, а равно право получать бесплатно учебники для освоения школьной программы;
  9. отдыхать как во время учебного процесса (кратковременные перерывы – перемены), так и на каникулах, на которые задание может быть лишь рекомендовано, а не обязательно к исполнению;

Перечисленные права являются лишь базисом и могут быть дополнены и другими, например, право на ускоренное обучение, если установленная школьная программа освоена быстрее учебного плана или право свободы вероисповедания.

Надлежащее исполнение прав ребенка является прямой обязанностью учебного заведения, в лице его руководства и педагогического состава.

Внимание! Родители, являясь в силу правовых норм законными представителями, вправе защищать права ребенка всеми установленными законом средствами и способами.

Право узнавать, как учат детей

Основание: Зачем. Российские школы работают не по одной образовательной программе.

Есть общие стандарты, но количество часов, темы уроков, план обучения в разных школах могут отличаться.

Как и чему будут учить детей в конкретной школе, написано в образовательной программе — это официальный документ, который утверждает департамент образования. Любой родитель может заранее сравнить программы в разных школах. В программе описано, какие будут темы уроков по истории, что проходят по химии и сколько часов английского языка в неделю в 7 классе.Как реализовать.

Основные и дополнительные образовательные программы обязательно размещаются на сайте школ.

Если хотите сравнить, просто находите нужный раздел и читаете. У каждой программы есть короткое описание.

В том же разделе есть график учебы с датами каникул — можно спланировать отпуск. Еще школы публикуют учебный план с детальной разбивкой по неделям и количеству уроков.

Там рассчитана даже нагрузка по времени выполнения домашнего задания в зависимости от класса.См. также:

Защищающие документы

Среди нормативных актов, регламентирующих права детей, можно выделить:

  1. Конституция РФ (определяет право любого на образование, обязательность образования, общедоступность, бесплатность образования, свобода творчества и преподавания) ;
  2. Гражданский кодекс РФ (определяет имущественные права ребенка);
  3. Конвенция ООН о правах ребенка (международный правовой акт, который определяет и защищает права детей в возрасте от рождения и до 18 лет в странах, присоединившихся к данной Конвенции);
  4. Семейный кодекс РФ (определяет права ребенка, родителей);
  5. Декларация по правам ребенка 1959 г. (состоит из 10 принципов, определяющих положение и права ребенка);
  6. Закон РФ «Об образовании».Давайте остановимся на правах детей в школе, ведь в школе ребенок разлучен с родителями практически на целый день.

В каждой школе существует должность уполномоченного по правам ребенка, в компетенцию которого входит:

  1. рассмотрение жалоб учеников по вопросам, касающимся их положения в школе и др.Согласно ФЗ «Об образовании» № 272-ФЗ от 29.12.12 г.

    в школе (или другом учебном заведении) ребенок имеет право (список):

  2. профилактика нарушенных прав ребенка в рамках проведения занятий по правам ребенка в школе, мероприятий по правам детей;
  3. восстановление нарушенных прав ребенка;
  4. просвещение учеников по вопросам прав (разработка наглядных пособий, литературы, материалов, организация школьных стендов о правах ребенка в школе.

    Стенд по правам ребенка в школе несет большую информативную функцию, что очень эффективно, как для учеников, так и педагогов);

1.Выбрать (совместно с родителями) любую понравившуюся школу (необязательно по прописке).

При наличии свободных мест в этой школе и при успешной сдаче вступительных испытаний (если они предполагаются) администрация школы должна зачислить ребенка; 2.Получать нормальные условия для обучения: оснащенный и оборудованный класс, наличие столовой, туалетов, гардероба, спортивной площадки, получение обучения всем общеобразовательным предметам согласно школьной программе;

3.Иметь в течение года полноценный периодический отдых в виде каникул (летних, осенних, зимних, весенних). На каникулах дети могут быть привлечены к участию во внутришкольной жизни – походы на экскурсии, выставки, кинотеатры, а также посильная трудовая деятельность в пределах школы (уборка территории, обработка клумб и газонов, приведение библиотечного фонда в порядок с согласия самого ребенка);

4.Иметь возможность в любое время и без препятствий перевестись в другое учебное заведение (в связи с переездом, с выбором другой учебной программы, выбором школы с уклоном по предмету, в результате конфликтной ситуации); 5.Пользоваться бесплатно и беспрепятственно школьной библиотекой, учебной и научной литературой;

6.Во время учебного процесса пользоваться спортивным инвентарем, культурными объектами школы (посещение школьного музея); 7.Получение полноценного двухразового питания;

8.Выбрать желаемые факультативы, секции, кружки, предлагаемые школой;

9.Всестороннее развитие творческих способностей, иметь возможность на равных условиях участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, физкультурных мероприятиях, в научно-исследовательской и инновационной деятельности;

10.Получать поощрение за успешные результаты своей работы (грамоты, благодарности, дипломы); 11.Получать отсрочку от призыва в армию (если ребенок достиг возраста 18 лет); 12.Право на уважение достоинства ребенка, защиту от любых форм насилия, оскорбления – в первую очередь это касается защиты ребенка от оскорблений со стороны учителей и сверстников; 13.Иметь возможность свободно выражать свои мысли (даже если эти мысли отличаются от мнения учителя);

14.Рассчитывать на индивидуальный план. Это касается:

  1. детей с каким-либо отклонением в развитии – разработка индивидуальных заданий, подходящих ребенку;
  2. одаренных детей (учитель может разработать индивидуальные задания повышенной сложности, проводить занятия для более углубленного изучения предмета, в т.ч. после уроков);
  3. детей, часто пропускающих занятия по болезни – ребенок должен иметь возможность домашнего изучения программы с консультированием учителя по предметам;
  4. детей, посещающих спортивные школы, которым в силу разъездного характера соревнований приходится часто пропускать занятия – ребенок может рассчитывать на частичный переход на домашнее (семейное) обучение, либо на получение от учителей заданий для самостоятельного изучения с возможностью сдачи итоговых работ и получения аттестации.

Казалось бы, все понятно, ребенку должны быть предоставлены нормальные условия для учебы и развития.

Но иногда дети, как и учителя, сталкиваются с обстоятельствами и ситуациями, которые требуют тщательного рассмотрения, т.к.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+