Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Признание дома аварийным порядок

Признание дома аварийным порядок

Признание дома аварийным порядок

Судебная практика


Устав от обещаний и бездействия властей, жильцы могут отстоять свои права в судебном порядке. Обычно это происходит в случае непризнания дома аварийным. Власти могут упорствовать и не включать дом в список на расселение.

Если жилье по всем параметрам аварийное, а жилищный надзор не торопится это признавать – единственный выход подать иск на бездействие властей. Пример: Суд рассматривал иск Ю.В.

Колокольникова в отношение бездействия администрации г. Серпухова. Истец пояснил, что ему принадлежит частный (индивидуальный) дом в городской черте. Здание было построено в 40-х годах прошлого столетия, и с тех пор серьезно износилось.

Истец пытался делать ремонт, но от непригодности фундамента и опорных частей здания эффекта не было. Колокольцев обратился в местную администрацию г.

Серпухова с просьбой признать дом аварийным и подлежащим сносу. Оттуда истцу пришел отказ с мотивировкой – объект частный, а не многоквартирный, комиссия такое жилье не рассматривает.

Истец просит суд обязать муниципальные власти обследовать частный дом на основании заявления от собственника.

Суд изучил материалы дела и удовлетворил просьбу истца.

Разъяснение по решению суда – согласно законодательству, порядок обследования жилых домов на предмет их аварийности и сноса предусматривает работу межведомственной комиссии. Согласно Положению от 28 января 2006 г. № 47, иного порядка для зданий в сельской местности не предусмотрено.

Администрация МО г. Серпухова обязана привлечь комиссию для осмотра дома. Отказ от таких действия является необоснованным и незаконным. (Обзор судебной практики утв.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.) Могут ли жильцы рассчитывать на признание жилья аварийным? Практика показывает, что далеко не всегда. Список непригодных для проживания домов насчитывает сотню объектов в каждом регионе.

Власти попросту не успевают, а зачастую – не хотят признавать жилье подлежащим сносу. Что делать собственникам? Жильцам предстоит самим позаботиться о своем будущем. Для этого нужны знания, юридический опыт и просчет последствий.

Обратитесь к юристам нашего сайта, и вы узнаете о решении вашей ситуации. Юрист подскажет, куда подать жалобу, признают ли дом аварийным, что дадут взамен и стоит ли обращаться в суд? Реагирование на острую ситуацию позволит не допустить беды и потери жилья.

Смотрите видео о проблемах с признанием жилья аварийным и непригодным для проживания людей:

Требования к новому жилью

Квартира, предоставляемая взамен аварийной, оборудуется санузлами и коммуникациями.

Обязательно производится чистовая отделка, и устанавливаются плиты. Территория перед домом облагораживается должным образом. Устанавливаются места для парковки в пешей доступности, зоны отдыха и детские площадки.

Оборудуются зоны под сбор бытовых отходов. Новое жилое помещение должно быть не меньшей площади.

В результате существует возможность признания здания аварийным. Процедура включает предоставление стандартного перечня документов и выполнение строгой последовательности действий.

Принимается решение о предоставлении жильцам квартир в новом доме. Поделиться с друзьями:

Чем отличается аварийное жилье от ветхого

Устанавливается понятие аварийности фонда по закону. Это совокупность помещений многоквартирного дома, который подлежит сносу на основе изданных распоряжений.

В местную администрацию необходимо предоставить сведения о признании строения ветхим или аварийным. Объект проверяет комиссия на основе поданной заявки. Учитываются имеющиеся повреждения и серьезные поломки.

Так как нет специальной формулы и методики, каждый объект рассматривается индивидуально. В ветхом доме можно проживать в течение более длительного срока.

Если он находится в тяжелом аварийном состоянии, его необходимо освободить и снести быстро. Но бывают ситуации, когда происходит срочное расселение по новому адресу в течение суток.

Серьезный ремонт или меры по реконструкции возможны в ветхих постройках, если несущие элементы остались в хорошем состоянии и есть возможность произвести работы, не нарушив их целостности.

Блог

Масштабы строительства в нашей стране, несмотря на длящийся с 2008 года экономический кризис и попытки «убить» всякий мало-мальско работающий бизнес, остаются на высоком уровне. Люди как-то умудряются покупать жилье, хотя и условия ипотечного кредитования постоянно ужесточаются для заемщиков.

Однако в нашей стране немало и таких многоквартирных домов (МКД), которые построены 50 — 70, а то и 100 лет назад. Местные власти (далее — ОМСУ) и власти субъектов РФ в некоторых регионах почему-то не особо стремятся признавать их аварийными. Хотя причина понятна: ведь это же сразу повлечет обязанность властей предоставить собственникам и нанимателям таких домов новое жилье взамен утраченного.

Куда проще взваливать ответственность за содержание таких МКД на «богатые» управляющие организации.

В этой статье мы рассмотрим вопросы признания МКД аварийным.

Пунктом 2 ст. 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, то есть, на территории Забайкальского края — органы власти субъекта РФ во главе с Вами, как высшим должностным лицом. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (подпункт 8).

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся, в том числе и: 11) определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; 12) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда РФ непригодными для проживания; 17) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся, в том числе и: 6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания; 8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Многоквартирные дома и жилые помещения в них могут быть признаны аварийными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47

«Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»

(далее — Положение 47), если проживание в таких домах опасно для жизни и здоровья людей, проживающих в них. Заявление о признании жилого помещения или МКД может быть направлено собственником помещения, правообладателем, нанимателем, федеральным органом государственной власти — собственником имущества, органом надзора (контроля) по вопросам в пределах своей компетенции (пункт 42 Положения 47). К сожалению, управляющих организаций среди указанных лиц не имеется, если только не отнести их к понятию правообладатели.

А про надзорный орган конкретно не указано, что за орган может подать такое заявление. В соответствии с пунктом 10 Положения 47 несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях — в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

У управляющей организации в силу закона и договора управления имеются обязанности только по проведению текущего ремонта и содержания МКД.

Выполнение текущего ремонта при аварийном состоянии домов не приведет к необходимым результатам в отношении МКД и к удовлетворительному состоянию его несущих конструкций, где необходим значительный капитальный ремонт практически всего дома. Да и финансируют собственники в виде платы за СОИ отнюдь не работы капитального характера аварийного дома, который и ремонтировать нет смысла.

Вопрос в том, за счет каких средств управляющие организации должны производить работы по такому фактически аварийному дому? Ведь по закону именно управляющая организация обязана обеспечить безопасные и благоприятные условия труда. Если честно, то формулировка эта слишком размытая и неконкретная, позволяющая злоупотреблять при ее применении надзорным органам и судам.

В соответствии с пунктом 7 Положения 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

  1. о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
  2. о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения 47).
  3. о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
  4. о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  5. о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении 47 требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

В соответствии с пунктом 49 Положения 47 на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Кроме того, не стоит забывать, что согласно пункту 52 Положения 47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 Положения 47, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке, также как и бездействие органа власти субъекта РФ, ОМСУ — в случае игнорирования заявления о признании МКД аварийным и иных обращений граждан и организаций.

Таким образом, хотя управляющая организация и не названа в перечне заявителей, которые могут подать заявление о признании МКД аварийным, вся информация по состоянию дома имеется именно у УО. Да и в интересах УО признать дом аварийным, если имеются для этого все основания.

Для этого можно самостоятельно заказать экспертное заключение, проведя строительную экспертизу. А заявление в межведомственную комиссию можно направить от имени одного или нескольких лояльных собственников помещений МКД, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в этом. С уважением, Ильмира Носик. Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2020».

Вся необходимая информация о сервисе, а также заявка находятся .

Признание дома аварийным

Существуют ряд признаков и критериев, наличие которых говорит о необходимости признать дом аварийным и подлежащим сносу.Вопрос о присвоении жилому зданию такого статуса решают местные исполнительные власти на основе заключения межведомственной комиссии.Основаниями в данном случае могут быть выявленные вредные факторы среды обитания человека, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья жильцов из-за:

  • Техногенных катастроф и природных катаклизмов, в результате которых здание настолько повредилось, что восстановлению уже не подлежит, либо высокая вероятность наступления таких ситуаций;
  • Разрушений жилого помещения при причинам пожаров, взрывов, аварийных ситуаций;
  • Ухудшения состояния здания в связи с его физическим износом, которое приводит к снижению до опасного уровня надежности сооружения, его прочности и устойчивости строительных конструкций и фундамента;
  • Перемен в окружающей среде и показателей микроклимата жилья, не позволяющие соблюдать необходимые санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы;
  • Выхода окон жилых помещений на магистрали, в результате чего уровень шума превышает нормы, при этом улучшение ситуации путем построения инженерных конструкций не представляется возможным.
  • Расположения рядом с воздушными средствами передачи переменного тока;

Такие ситуации требуют немедленного перемещения жителей квартир из аварийного жилья в течение 48 часов.

Памятка Как признать дом аварийным

/ ПАМЯТКА для граждан «КАК ПРИЗНАТЬ ДОМ АВАРИЙНЫМ, А ПОМЕЩЕНИЕ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ» Порядок признания дома аварийным, помещения непригодным для проживания.

Указанная процедура описана в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).

1) Признание дома аварийным, помещения непригодным для проживания носит заявительный характер, инициатива должна исходить от самих жильцов дома (собственников, нанимателей). Гражданам, проживающим в представляющем опасность для жизни и здоровья жилом доме или жилом помещении, необходимо обратиться в межведомственную комиссию, созданную органами местного самоуправления.

2) Для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным, а помещения непригодным для проживания собственникам и нанимателям жилых помещений необходимо представить в межведомственную комиссию документы, предусмотренные п.

45 Положения, в том числе: — заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; — копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; — заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома; — заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения; — заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае непредставления заявителем предусмотренных документов и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов комиссия возвращает без рассмотрения заявление и документы в течение 15 дней со дня истечения установленного срока. 3) Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: — прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов; — определение перечня дополнительных документов, необходимых для принятия законного и обоснованного решения; — определение состава привлекаемых экспертов; — работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; — составление комиссией заключения и акта обследования помещения и последующее принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; — передачу экземпляра решения заявителю и собственнику помещения.
3) Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: — прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов; — определение перечня дополнительных документов, необходимых для принятия законного и обоснованного решения; — определение состава привлекаемых экспертов; — работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; — составление комиссией заключения и акта обследования помещения и последующее принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; — передачу экземпляра решения заявителю и собственнику помещения. Межведомственная комиссия в рамках рассмотрения заявления привлекает собственника жилого помещения к работе комиссии с правом совещательного голоса, собственник подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. 4) Межведомственная комиссия по результатам рассмотрения заявления и приложенных документов в течение 30 дней с даты его регистрации принимает одно из следующих решений: — о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; — о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями; — о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; — об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии.

5) На основании полученного заключения межведомственной комиссии орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. 6) Допускаемые нарушения при проведении процедуры признания дома аварийным, помещения непригодным для проживания: — нарушение сроков рассмотрения заявлений; — непривлечение собственников жилых помещений к работе межведомственной комиссии; — принятие решения, не предусмотренного действующим законодательством. Обжалование действий и решений межведомственной комиссии.

В случае нарушений межведомственной комиссией, администрацией муниципального образования требований федерального законодательства заинтересованные лица вправе обратиться с соответствующим заявлением в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области, органы прокуратуры, а также в суд. Необходимо помнить, что вопросы признания многоквартирных домов аварийными, а помещений непригодными для проживания отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Заключение межведомственной комиссии обжалуется заинтересованными лицами в судебном порядке.

Последствия признания дома аварийным и подлежащим сносу, а помещения непригодным для проживания. По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.

32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Нанимателю жилого помещения, занимающему его на основании договора социального найма, предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади и находящееся в черте муниципального образования.

Также гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда.

Нормативные правовые акты. — Жилищный кодекс Российской Федерации; — Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

; — Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Постановления и обзоры Верховного суда Российской Федерации. — Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14

«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»

; — Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014; — Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012; — Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009.

IV. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

(наименование дополнено с 18 августа 2007 года 42.

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с , проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2015 года ; в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2020 года .43.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.44.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных пунктом 42 настоящего Положения;(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2020 года .определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение &nbspюридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация),&nbsp по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года ; в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2020 года .определение состава привлекаемых &nbspэкспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий,&nbsp исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2015 года .работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее — заключение);(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2015 года .составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2015 года . принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).45.

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, — в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения — в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2020 года .е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы

«Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»

(далее — единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45_2 настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.(Пункт 45 в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года .45_1. В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.(Пункт дополнительно включен с 19 апреля 2013 года )45_2.

Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений — технический план;в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.(Пункт 45_2 дополнительно включен с 19 апреля 2013 года )45_3. В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до дня начала работы комиссии обязан в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала направить в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, и правообладателю такого имущества уведомление о дате начала работы комиссии, а также разместить такое уведомление на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, и правообладатель такого имущества в течение 5 дней со дня получения уведомления о дате начала работы комиссии направляют в комиссию посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала информацию о своем представителе, уполномоченном на участие в работе комиссии.В случае если уполномоченные представители не принимали участие в работе комиссии (при условии соблюдения установленного настоящим пунктом порядка уведомления о дате начала работы комиссии), комиссия принимает решение в отсутствие указанных представителей.(Пункт дополнительно включен с 4 апреля 2015 года )46. Комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года ; в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2020 года .В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.(Абзац дополнительно включен с 13 августа 2016 года )47.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.(Абзац дополнительно включен с 13 августа 2016 года )Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии.

В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2015 года .47_1. Два экземпляра заключения, указанного в абзаце восьмом пункта 47 настоящего Положения, в 3-дневный срок направляются комиссией в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и направления заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома.(Пункт дополнительно включен с 10 декабря 2020 года )48.

Пункт утратил силу с 4 апреля 2015 года — .49. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления &nbspв течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения,&nbsp и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.(Абзац дополнен с 18 августа 2007 года ; в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2015 года .50.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.51.Соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления&nbsp в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года ; в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2020 года .В случае выявления оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.(Абзац дополнен с 18 августа 2007 года ; в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года ; в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2015 года .В случае признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома (жилых помещений в нем непригодными для проживания) в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о его вводе в эксплуатацию по причинам, не связанным со стихийными бедствиями и иными обстоятельствами непреодолимой силы, решение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в 5-дневный срок в органы прокуратуры для решения вопроса о принятии мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.(Абзац дополнительно включен с 13 августа 2016 года )52.

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2015 года .

4.1. Права собственников жилых помещений при расселении аварийного дома

Права граждан — собственников квартир при признании жилого дома аварийным зависят от оснований выселения. Действующее законодательство различает два основания для расселения граждан из аварийного жилья:

  1. расселение граждан, когда жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан, но принято решение об , на котором расположен жилой дом для государственных или муниципальных нужд;
  2. признание жилого дома аварийным и включение его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В первом случае, когда , признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном .

Согласно этой статье собственник может рассчитывать только на выплату выкупной цены изымаемого жилого помещения. При этом не обязаны обеспечивать собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение ( РФ; . Во втором случае, когда МКД включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственники жилых помещений вправе рассчитывать не только на выкуп изымаемого жилого помещения, но и на предоставление взамен другого жилого помещения.

Причем выбор любого из названных способов остается за собственником жилого помещения (, ; ). Исключением являются собственники, которые приобрели жилые помещения уже после признания МКД аварийным. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.При этом размер возмещения не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.
Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.При этом размер возмещения не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Кто имеет право писать заявление

Заявление могут написать как непосредственные владельцы жилья, которое расположены в этом доме, так и те лица, которые проживают в помещениях по договору социального найма. Например, в тех объектах, которые еще не приватизированы.Во втором случае жильцы имеют право на получение аналогичного социального жилья, которое также выдается им в аренду. Отдельный дом в частную собственность не предоставляется.

Показатели аварийности здания

Чтобы признать дом аварийным, он должен соответствовать следующим условиям:

  • Некоторые комнаты в здании не имеют оконных проёмов.
  • В здании всё время влажно (выше 60 процентов). Это тоже грозит серьёзными последствиями для здоровья его жильцов.
  • Полностью пришла в негодность система водоснабжения, электроснабжения.
  • Сильно разрушены несущие конструкции, которые невозможно отремонтировать.
  • В доме не хватает солнечного света, что также не соответствует нормам.
  • Полностью пришла в негодность вентиляционная система.
  • Комнаты, где проживают люди, располагаются в подвалах или цокольных этажах.
  • При осмотре здания обнаружили токсичные вещества, опасные для жизни и здоровья людей.
  • В доме постоянно холодно. Температура воздуха ниже допустимых плюс 18 градусов.
Рекомендуем прочесть:  Гипс опасен для здоровья

Дом не могут признать аварийным, если:

  1. Если в доме отсутствует лифт выше пятого этажа.
  2. Если здание не используется полностью.
  3. Он состоит из небольшого числа этажей и не подключён к системе горячего водоснабжения или канализации.
  4. Если в доме были обнаружены несоответствия между планируемой и фактической площадью квартир (помещений).

Обращаем внимание, что полное заключение о признании здания аварийным или ветхим выносится только после тщательной его проверки специалистами.

Каждый случай индивидуален и требует особого контроля.

Признание дома аварийным и подлежащим сносу

регламентируется . В соответствии с этим постановлением собственникам разъяснен порядок подачи документов на признание дома аварийным, как это сделать и куда их подавать.Итак, если собственник помещения в многоквартирном доме, считает, что дом находится в плачевном состоянии, то у него есть право подать документы на признание многоквартирного дома непригодным для проживания и аварийным.

Вообщем ни в одном законодательном акте нет указаний сколько человек должны подавать документы один или несколько. Если многоквартирный дом находится в состоянии, когда уже никакой капитальный ремонт не поможет, то межведомственная комиссия обязана его признать непригодным для проживания и аварийным.
Если многоквартирный дом находится в состоянии, когда уже никакой капитальный ремонт не поможет, то межведомственная комиссия обязана его признать непригодным для проживания и аварийным. Главными документами в данном случае будет технический паспорт на многоквартирный дом, в котором обязательно будет указан процент износа здания, акт государственный жилищной инспекции и экспертиза проектно-изыскательных работ, выводы которой должны подтверждать о нецелесообразности проведения капитального ремонта и непригодности проживания в доме людей.

Такие документы может подать как один собственник дома, так и группа их. В связи с значительными затратами на проведение экспертизы лучшим вариантом будет объединиться всем заинтересованным лицам. Многие граждане не знают о своих правах и считают, что признавать дом аварийным должна местная администрация.

Конечно в случае, если в доме есть муниципальная доля, то администрация действительно имеет такую возможность, но не обязанность. Во многих регионах страны органы прокуратуры подают иски на органы местного самоуправления в защиту прав граждан об обязании администрации инициировать процедуру признания домов аварийными и подлежащими сносу.

Такая позиция значительно увеличило количество домов, признанных аварийными по всей стране.

Но в погоне за статистикой не были учтены мнения самих граждан, которые не хотели этого.

Порядок действий

  • Дождаться, пока прибудет комиссия. Специалисты будут проверять дом по всем доступным им параметрам.
  • Дождаться решения комиссии. На данном этапе это основной документ. В зависимости от того, что в нем будет сказано, строение будет отнесено к аварийным, ветхими или абсолютно нормальным. Последнее, впрочем, редкость, так как жители нормальных, сравнительно целых и новых домов редко обращаются в администрацию с подобными заявлениями.
  • Убедиться, что дом действительно может быть признан непригодным для проживания. Для этого не требуется прибегать к посторонним услугам, достаточно будет, если жильцы смогут обосновать данный момент коллективно и придут к общему мнению.
  • Составить заявление (требуется несколько подписей разных собственников) и направить его в местную администрацию или межведомственную комиссию.

Как изменится порядок признания жилья аварийным?

До вступления в силу поправок дома признавались аварийными на основании решения межведомственной муниципальной комиссии.

Это, в свою очередь, приводило к спорам между муниципальными властями и собственниками ветхих домов.

Теперь для заключения будет необходима экспертиза. Как уточняется в постановлении, проводить ее должны специализированные организации, имеющие право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий, сооружений и их строительных конструкций.

Вопрос-ответ Согласно изменениям, внесенным в п. 47 положения, межведомственная комиссия в трехдневный срок должна направить результаты экспертизы в соответствующий орган федеральной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, а также орган местного самоуправления для последующего принятия решения.

Кроме того, результаты экспертизы также направляются заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения помещения либо многоквартирного дома.

Полное наименование:

Осуществление принятия на основании заключений районных межведомственных комиссий решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан с указанием его дальнейшего использования, за исключением случаев, когда принятие указанных решений отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти

Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания

8 Разместил: Егоров Константин Михайлович Недвижимость, аренда помещений, приватизация, рента Статьи 24.10.2011 Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Положение от 28 января 2006 г.

N 47). В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г.

N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников — граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г.

N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан. Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания.

В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г.

N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан — собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ. Согласно п. 1 ч. 2 ст.

57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п.

1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит. Само понятие «вне очереди» также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.

Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет . Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает. ——————————— Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 — «вправе». Еще раз отметим, что согласно п.

8 Положения от 28 января 2006 г.

N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан. Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г.

N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан . ——————————— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008. Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее — ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п.

1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение. Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст.

57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания. После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком. В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п.

1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение .

——————————— Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41. Такой «круговорот домовладения» от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления. Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса. При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он — собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права. В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г.

N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст.

30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома. Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности. Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств. Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+