Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Разъяснения п 4 ст 207 нк рф

Разъяснения п 4 ст 207 нк рф

Статья 207 НК РФ. Налогоплательщики

Статья 207 Налогового кодекса РФ определяет, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:

  1. физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в России.
  2. физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

Обратите внимание: в отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). К физическим лицам, согласно терминологии Налогового кодекса РФ, относятся:

  1. иностранные граждане;
  2. граждане Российской Федерации;
  3. лица без гражданства.

Документом, подтверждающим принадлежность к гражданству Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или удостоверение личности гражданина РФ; до получения этих документов — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство.

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом. Лицом без гражданства признается человек, не имеющий гражданства Российской Федерации и доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Важно определить, является ли человек налоговым резидентом или нет.

Важно определить, является ли человек налоговым резидентом или нет.

Для бухгалтера ответ на этот вопрос имеет существенное значение.

Дело в том, что доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, облагаются НДФЛ по повышенной ставке — 30 процентов вместо 13 (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, доходы, полученные налогоплательщиком-нерезидентом, при расчете НДФЛ не уменьшаются на стандартные налоговые вычеты (подробнее о том, как рассчитать НДФЛ с доходов нерезидентов, см. раздел «НДФЛ с доходов, выплаченных иностранцам»). Понятие «налоговый резидент» закреплено в статье 11 Налогового кодекса РФ.

Так, налоговым резидентом является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Чтобы правильно определить срок пребывания человека на территории России, необходимо использовать правила, установленные статьей 6.1 Налогового кодекса РФ.

Согласно этой статье

«течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало»

. Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается на следующий день после того дня, как этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается со следующего дня после его отъезда за границу.

Даты отъезда и прибытия человека на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам паспортного контроля в документе, удостоверяющем личность.

Для российских граждан таким документом является загранпаспорт, служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства — их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России. Федеральный закон N 137-ФЗ внес поправки в главу 23 Налогового кодекса РФ.

Они будут действовать с 1 января 2007 года.

Статья 207 Налогового кодекса РФ пополнилась двумя пунктами, дающими определение налоговых резидентов.

Предпринимателям напомнили, что налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения человека в стране не должен прерываться на периоды его выездов за пределы России для краткосрочного лечения или обучения.

Резидентами, кроме того, являются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти местного самоуправления независимо от фактического времени нахождения в РФ.

Комментарии к НК РФ

Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах Система налогов и сборов в Российской Федерации Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов.

Налоговые агенты Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах Налоговые органы.

Таможенные органы. Финансовые органы.

Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц Органы внутренних дел. Следственные органы Объекты налогообложения Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм Налоговая декларация Налоговый контроль Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог (статья 234, статья 235, статья 236, статья 237, статья 238, статья 239, статья 240, статья 241, статья 242, статья 243, статья 244, статья 245). — Утратила силу Налог на прибыль организаций Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Водный налог Государственная пошлина Налог на добычу полезных ископаемых Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) Упрощенная система налогообложения Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Налог с продаж (статья 347, статья 348, статья 349, статья 350, статья 351, статья 352, статья 353, статья 354, статья 355).

— Утратила силу Транспортный налог Налог на игорный бизнес Налог на имущество организаций Земельный налог Налоговый кодекс Российской Федерации.

Комментарий к ст. 207 НК РФ

> > > Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица — нерезиденты РФ, если они получают доходы от источников в РФ.

Налогообложение НДФЛ доходов резидентов и нерезидентов РФ производится по различным налоговым ставкам. При определении налогового статуса физического лица организации или индивидуальному предпринимателю необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

При определении налогового статуса физического лица организации или индивидуальному предпринимателю необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

На это указал и Минфин России в письме от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268. Минфин России в письме от 16.03.2007 N 03-04-07-01/30 обратил внимание, что в данной формулировке речь идет о физических лицах, «фактически находящихся» в Российской Федерации не менее 183 календарных дней, а не о лицах, когда-либо находившихся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Никаких положений о «перманентном» налоговом резиденте НК РФ не содержит.

Минфин России отметил, что, как и прежде, определение резидентства никаким образом не основывается на гражданстве физического лица или каких-либо иных критериях, таких, как место рождения, место постоянного жительства и т.п. Как отметил Минфин России, само установление соответствия физического лица понятию «налоговый резидент» осуществляется с 01.01.2007, как и ранее, за часть налогового периода, определяемую на дату выплаты дохода, если удержание налога с выплачиваемого физическому лицу дохода производится налоговым агентом, либо за весь налоговый период, если уплату налога в соответствии с главой 23 НК РФ осуществляет сам налогоплательщик — физическое лицо по итогам налогового периода.

В письме от 23.07.2007 N 03-04-06-01/258 Минфин России пояснил, что 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение вышеуказанных 12 следующих подряд месяцев. В письме от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210 финансовое ведомство указало, что при установлении налогового статуса физического лица в НК РФ используется критерий фактического нахождения в Российской Федерации. Следовательно, любой выезд за пределы Российской Федерации, за исключением выездов для лечения или обучения, предусмотренных пунктом 2 НК РФ, не учитывается при подсчете 183 дней пребывания в Российской Федерации.

При этом сам 12-месячный период не прерывается.

Аналогичную позицию Минфин России занимает и в письме от 15.06.2007 N 03-04-06-01/189, обращая внимание на то, что дни нахождения за пределами Российской Федерации независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются за исключением случаев, прямо предусмотренных НК РФ. А в письме от 03.07.2007 N 03-04-06-01/207 Минфин России, указал, что налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица в Российской Федерации и заметил, что определение налогового статуса, исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации, НК РФ не предусмотрено.

В письме от 31.05.2007 N 03-04-06-01/170 Минфин России заметил, что НК РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение иностранных лиц на территории Российской Федерации. В частности, такими документами могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табелей учета рабочего времени. Общие положения Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов.

Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях Налоговые органы.

Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов Налоговая декларация и налоговый контроль Взаимозависимые лица и международные группы компаний.
Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов Налоговая декларация и налоговый контроль Взаимозависимые лица и международные группы компаний.

Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании.

Документация по международным группам компаний Налоговый контроль в форме налогового мониторинга Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц Федеральные налоги Специальные налоговые режимы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы Страховые взносы в Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации.

Комментарий к Статье 207 НК РФ

Статья 207 НК РФ определяет, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются: — физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации; — физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в России.

Обратите внимание: в отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п. 2 ст. 11 НК РФ). К физическим лицам, согласно терминологии НК РФ, относятся: — граждане Российской Федерации; — иностранные граждане; — лица без гражданства.

Документом, подтверждающим принадлежность к гражданству Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или удостоверение личности гражданина РФ; до получения этих документов — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство. Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.
Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом. Лицом без гражданства признается человек, не имеющий гражданства Российской Федерации и доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Важно определить, является ли человек налоговым резидентом или нет.

Для бухгалтера ответ на этот вопрос имеет существенное значение. Дело в том, что доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, облагаются НДФЛ по повышенной ставке — 30 процентов вместо 13 (п. 3 ст. 224 НК РФ). Кроме того, доходы, полученные налогоплательщиком-нерезидентом, при расчете НДФЛ не уменьшаются на (подробнее о том, как рассчитать НДФЛ с доходов нерезидентов, см.

раздел «НДФЛ с доходов, выплаченных иностранцам»). Понятие «налоговый резидент» закреплено в ст.

11 НК РФ. Так, налоговым резидентом является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Чтобы правильно определить срок пребывания человека на территории России, необходимо использовать правила, установленные ст.

6.1 НК РФ. Согласно этой статье «течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало». Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается на следующий день после того дня, как этот человек прибыл в Россию.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается на следующий день после того дня, как этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается со следующего дня после его отъезда за границу.

Даты отъезда и прибытия человека на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам паспортного контроля в документе, удостоверяющем личность. Для российских граждан таким документом является загранпаспорт, служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства — их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России. Федеральный закон N 137-ФЗ внес .

Они будут действовать с 1 января 2007 г. Статья 207 НК РФ пополнилась двумя пунктами, дающими определение налоговых резидентов.

Предпринимателям напомнили, что налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения человека в стране не должен прерываться на периоды его выездов за пределы России для краткосрочного лечения или обучения.

Резидентами, кроме того, являются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти местного самоуправления независимо от фактического времени нахождения в РФ.

Комментарий к Ст. 207 Налогового кодекса

В статье 207 НК РФ определяется круг лиц, которые являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В своем письме Минфин России от 15.03.2011 N 03-04-06/6-41 указал, что при направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со статьей 207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов. В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидентов и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.

Применение положений статьи 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Указанный порядок определения налогового статуса физических лиц используется независимо от налогового периода, за который производится такое определение.

Внимание! В связи с указанной формулировкой у налоговых агентов часто возникали вопросы о том, являются ли резидентами работники, направленные в долгосрочную командировку в другую страну на срок более 183 календарных дней. Помимо этого, много сложностей возникало при обложении налогом на доходы физических лиц выплачиваемых доходов работнику за конкретный период, когда изменялся статус резидентства.

Многочисленные разъяснения финансового и налогового органов не делали ситуацию проще (см., например, письма Минфина России от 22.04.2009 N 03-04-06-01/105, от 20.04.2009 N 03-04-06-01/98, Управления ФНС по г.

Москве от 30.01.2009 N Для преодоления данной ситуации необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, в перспективе возможно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица.

Также предполагается внесение в главу 23 НК РФ инструмента предварительного резидентства, в соответствии с которым при определенных условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации с момента прибытия на территорию Российской Федерации.

Невыполнение указанных условий при этом влечет за собой возврат к общим правилам определения налогового резидентства с перерасчетом налога. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать налог на доходы физических лиц с момента получения дохода по ставке 13 процентов.

Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства.

Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено. В случае если по итогам налогового периода срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации будет составлять не менее 183 дней, данное лицо независимо от его гражданства будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы в виде пенсии, полученной от российского негосударственного пенсионного фонда, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

Если физическое лицо по итогам налогового периода не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, то есть срок его нахождения на территории Российской Федерации будет составлять менее 183 дней, его доходы от источников в Российской Федерации в виде сумм пенсии подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331). Из изложенного, следует, что при определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период.

Кроме того, необходимо отметить, что при определении статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ не имеет значения наличие либо отсутствие у физического лица гражданства РФ. Исходя из этого, налоговыми резидентами РФ также могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

Официальная позиция. В письме Минфина России от 04.04.2014 N 03-04-05/15215 разъясняется, что при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

Налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты ему дохода исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации.

Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за год, устанавливается по итогам налогового периода. Если физическое лицо приобретает налоговый статус резидента Российской Федерации, который в налоговом периоде более не изменится, налоговому агенту необходимо произвести перерасчет сумм налога на доходы физических лиц, удержанных с доходов физического лица от источников в Российской Федерации, исходя из налоговой ставки 13 процентов.

Указанный перерасчет производится в отношении доходов, полученных с начала налогового периода. При этом в случае, если налогоплательщик продолжает работать на территории Российской Федерации по окончании налогового периода, его налоговый статус не меняется.

Судебная практика. На практике между налоговыми органами и налогоплательщиками имеются споры, в частности, о том, будет ли учитываться при определении налогового статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ день въезда в Российскую Федерацию.

Согласно официальной позиции, изложенной в письме от 29.12.2010 N 03-04-06/6-324, при определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Однако арбитражные суды придерживаются иного мнения. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.03.2010 N А54-3126/2009С4 пришел к выводу, с учетом положений статьи 6.1 НК РФ, что при определении налогового статуса физического лица не учитывается день въезда на территорию Российской Федерации.

В письме от 19.07.2010 N 03-04-05/6-401 контролирующий орган заметил, что НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено. Анализируя пункт 3 статьи 207 НК РФ, Минфин России в письме от 09.12.2010 N 03-04-06/6-296 разъяснил, что специального порядка определения налогового статуса в отношении сотрудников организации, исполняющих трудовые обязанности по обслуживанию военной техники за пределами Российской Федерации, НК РФ не предусмотрено и налоговый статус указанных лиц определяется в общем порядке.

Как отметил Минфин России, специального порядка определения налогового статуса в отношении физических лиц — членов семей сотрудников органов государственной власти, командированных на работу за пределы Российской Федерации, пункт 3 статьи 207 НК РФ не содержит. Налоговый статус данных лиц определяется в общем порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ (см. письмо от 23.12.2009 N 03-04-05-01/1019).

В своем письме от 26.08.2009 N 03-04-05-01/662 Минфин России пояснил, что специального порядка определения налогового статуса иных лиц, направляемых для работы за пределы Российской Федерации, в том числе в составе дипломатических представительств, консульских учреждений и торговых представительств Российской Федерации, статья 207 НК РФ не содержит.

Налоговый статус таких лиц определяется в общем порядке с учетом пункта 2 статьи 207 НК РФ. А в письме от 24.12.2009 N 20-20/3/3508 финансовое ведомство указало на то, что если вольнонаемные граждане различных государств, работающие в воинских формированиях ОГРВ, получают вознаграждение за работу на территории иностранного государства, то такие доходы относятся к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Таким образом, указанные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают вознаграждение за работу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами Российской Федерации, не относящееся к доходам от источников в России. Следовательно, данные физические лица не являются плательщиками налога на доходы физических лиц в России.

Важно! Также необходимо обратить внимание, что физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, в том числе по трудовому договору о дистанционной работе, полученных от источников за пределами Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц не признаются. Данная позиция также получила отражения в разъяснениях официальных органов.

См., например, письмо Минфина России от 31.03.2014 N 03-04-06/14026.

Судебная практика по статье 207 НК РФ:

  1. Выражая несогласие с оценкой доказательств, считает неправомерной ссылку в приговоре на ст. 226 НК РФ, при этом судом не учтены положения ст. 43, 207, 210, 214, 229, 230 НК РФ. Считает участие в деле адвоката Щербы на основании заключенного договора с К незаконным, поскольку адвокат Щерба не являлся участником взаимоотношений между ООО « и ООО», однако давал показания от имени потерпевшего, участвовал в прениях сторон.
  2. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 207, 210, 217, 220, 228 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспоренного ненормативного акта.
  3. Удовлетворяя заявление администрации города Серпухова, суды руководствуясь положениями статей 198, 200 Кодекса, статей 11, 13, 24, 207, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что неправильное указание налоговым агентом в платежных документах ОКАТО территориального образования, в бюджет которого подлежит зачислению НДФЛ, привело к распределению перечисленных сумм налога не в соответствии с законодательством.

+Еще.

Судебная практика по ст. 207 НК РФ ч. 2

от 3 марта 2016 г.

Судебная коллегия по уголовным делам, кассация от 10 февраля 2016 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 18 января 2016 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация от 23 ноября 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 9 апреля 2013 г.

Военная коллегия, кассация от 1 октября 2008 г. Судебная коллегия по административным делам, надзор

П.3 ст.207 НК РФ

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

(Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

Статья 207. Налогоплательщики

1.

Анализируя правила ст. 207, необходимо обратить внимание на следующее:1) в них определяется круг плательщиков налога на доходы физических лиц.

К последним относятся:а) физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ.Легальное определение физических лиц дается в абзаце 2 п. 2 ст. 11 НК. К последним относятся как граждане РФ, так и иностранные граждане (в т.ч. граждане государств, ранее входивших в состав СССР), включая лиц, имеющих т.н.

двойное гражданство (т.е. гражданство двух и более иностранных государств), а также лиц без гражданства;б) легальное определение налоговых резидентов дается в абзаце 4 п. 2 ст. 11 НК). К последним относятся физические лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году (т.е. с 1 января по 31 декабря). Если физическое лицо находится ровно 183 календарных дня или более 183 календарных дней на территории РФ, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом РФ.

В противном случае — налицо физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ;в) физические лица, хотя и не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ. В этом случае не имеет значения период времени, в течение которого физическое лицо находится на территории РФ.

При этом необходимо учитывать правила п. 2 ст. 42 НК о том, что, если положения НК не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Минфином РФ.

В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доля, которая может быть отнесена к доходам от источников за пределами РФ. (Подробнее о том, какие доходы относятся к доходам от источников РФ, см. комментарий к ст. 208 НК.);2) при определении круга плательщиков налога на доходы физических лиц необходимо учитывать правила ст.

215 НК о том, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы:а) физических лиц, имеющих дипломатический и консульский ранг иностранных государств, членов их семей, не являющихся гражданами РФ (за исключением доходов, указанных в подпункте 1 п.

1 ст. 215);б) административно — технического и обслуживающего персонала представительств иностранных государств в случаях, предусмотренных в подпункте 2, 3 п.

1 ст. 215 НК;в) сотрудников международных организаций в соответствии с уставами этих организаций (см. комментарий к ст. 215 НК).2. Для правильного применения норм ст.

207 НК нужно иметь в виду, что:а) в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о налогообложении МП применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальных предпринимателей предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (см.

также Вестник ВАС. 2000. N 9. С. 11);б) в соответствии со ст. 1, 3 Закона о едином налоге со дня введения единого налога на вмененный доход с физических лиц — плательщиков этого налога (а ими являются только индивидуальные предприниматели) не взимаются иные налоги, в т.ч.

и подоходный налог (с доходов, полученных по видам деятельности, указанным в ст. 3 Закона о едином налоге);в) в ряде норм НК установлены особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков:- индивидуальных предпринимателей (см. комментарий об этом к ст. 227 НК);- физических лиц, являющихся одновременно и налоговыми агентами, и плательщиками налога на доходы физических лиц (см.

об этом комментарий к ст. 226 НК).3.

Завершая комментарий к ст. 207, необходимо обратить внимание на то, что и в нее и в ст.

208, 211 — 215, 217 — 221, 223, 226, 227, 229 — 231, 233 НК (см.

комментарий к ним) внесены существенные изменения Законом N 166. В связи с этим необходимо ответить на принципиальный вопрос: с какого момента вступил в силу Закон N 166? Отвечая на этот вопрос, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:а) в ст.

3 Закона N 166 предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января 2001 г., тем не менее указанное положение ст. 3 Закона N 166 не соответствует нормам п. 1 ст. 5 НК о том, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее:- чем по истечении месяца со дня их официального опубликования.

При этом нужно иметь в виду, что официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании Законодательства РФ».

Конституционный Суд РФ (в Постановлении N 17-П от 24 октября 1996 г.) указал, что датой «первой публикации» считается дата реального обнародования текста закона, а не дата подписания в печать указанных выше изданий.

Текст Закона N 166 был опубликован в воскресенье 31 декабря 2000 г.

в «специальном выпуске» (N 248-А) «Российской газеты».

Этот «специальный выпуск» был приложен к «Российской газете» N 1 от 4 января 2001 г.

«Парламентская газета» опубликовала текст Закона N 166 в N 1 за 4 января 2001 г. С учетом сказанного датой официального опубликования Закона N 166 следует считать 4 января 2001 г.;- 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (см. об этом комментарий к ст. 216 НК).

В связи с этим положения Закона N 166 в отношении норм главы 23 НК вступают в силу с 1 января 2002 г.;б) в соответствии с п.

4 ст. 5 НК акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, снижающие размеры ставок налогов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. В связи с этим нормам Закона N 166, улучшающим положение налогоплательщиков, может быть придана обратная сила (т.е. они могут применяться и с 4 января 2001 г., т.е.

по истечении месяца со дня опубликования Закона N 166);в) иные выводы противоречили бы не только нормам ст. 5 НК, но также и ст. 6 НК (устанавливающих признаки несоответствия НК нормативных правовых актов о налогах и сборах);г) и суды, и налоговые органы, и налогоплательщики должны исходить из правил ст. 3, 108 НК (о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика).

Комментарий к Ст. 207 НК РФ

Статья 207 НК РФ определяет, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются: — физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации; — физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в России.

Обратите внимание: в отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы, адвокаты, частные детективы и иные лица, занимающиеся частной практикой.

К физическим лицам согласно терминологии НК РФ относятся: — граждане Российской Федерации; — иностранные граждане; — лица без гражданства. Документом, подтверждающим принадлежность к гражданству Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, до его получения — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство.

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом. Лицом без гражданства признается человек, не имеющий гражданства Российской Федерации и доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Важно определить, является ли человек налоговым резидентом или нет.

Для бухгалтера ответ на этот вопрос имеет существенное значение.

Дело в том, что доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, облагаются НДФЛ по повышенной ставке — 30% вместо 13 (п. 3 ст. 224 НК РФ). Кроме того, доходы, полученные налогоплательщиком-нерезидентом, при расчете НДФЛ не уменьшаются на стандартные налоговые вычеты.

Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения человека в стране не должен прерываться на периоды его выездов за пределы России для краткосрочного лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. Резидентами, кроме того, являются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти местного самоуправления независимо от фактического времени нахождения в РФ.

Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени нахождения физического лица на территории Российской Федерации. 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев. Доходы физических лиц, находящихся в Российской Федерации более 183 дней за 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13% (Письмо Минфина России от 26 июня 2014 г.

N 03-04-05/30670). При этом применение положений ст. 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Данная позиция неоднократно отражалась в различных официальных документах Минфина России, в последний раз — в Письме от 21 марта 2011 г. N 03-04-05/6-157. Даты отъезда и прибытия человека на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам паспортного контроля в документе, удостоверяющем личность. Для российских граждан таким документом являются загранпаспорт, служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства — их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России. Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. список лиц, признаваемых налоговыми резидентами, расширяется.

Так, согласно п. 2.1 ст. 207 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ

«О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

) налоговыми резидентами в 2015 г.

признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 г. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации. Навигация по записям

Какова ставка НДФЛ для физических лиц, не являющихся предпринимателями?

Формула расчета сумм НДФЛ проста: сумма налога = сумма дохода, умноженная на его ставку.

При этом размер ставки зависит от статуса налогоплательщика, а также вида облагаемого налога.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+