Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Транспортные услуги по доставке материалов проводка

Транспортные услуги по доставке материалов проводка

Транспортные услуги по доставке материалов проводка

Транспортные расходы отражаются в составе расходов на продажу


В этом случае в бухгалтерском учете ТЗР отражаются отдельно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего открывается отдельный субсчет (проводка по учету транспортных расходов Д44.ТР К60). О 44 счете читайте . В течение месяца транспортные затраты копятся по дебету 44 счета, в конце месяца накопленная сумма списывается пропорционально стоимости проданных товаров.

Пример: В течение месяца организация получала товар от поставщика дважды:

  1. 2 партия: 1000 подушек по 120 руб. общей стоимостью 120 000, доставка 12 000 руб.
  2. 1 партия: 1000 подушек по 80 руб. общей стоимостью 80 000, доставка 8 000 руб.

Помимо этого, организация самостоятельно ездила к поставщику за подушками, приобрела 500 подушек по 80 руб.

на 40 000. При этом ТЗР организации составили:

  1. амортизация автомобиля – 500.
  2. водителя – 240.
  3. расходы на бензин – 1000.
  4. зарплата водителя – 800.

Какие проводки необходимо отразить в бухгалтерском учете? Проводки: Таким образом, за месяц по дебету 44.ТР накопилась сумма ТЗР, равная 22540. На счет 41.1 за месяц к учету приняты товары на сумму 240 000.

За месяц с 41 счета на продажу был списан товар на сумму 150 000.

Какую сумму ТЗР нужно списать в конце месяца со счета 44.ТР? Предположим, что на начало месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10 000, 41.1 имел дебетовое сальдо 80 000.

Дебетовое сальдо 44.ТР = начальное сальдо + оборот по дебету за месяц = 10 000 + 22 540 = 32 540. Дебетовое сальдо 41.1 = 80 000 + 240 000 = 320 000.

В конце месяца с 44 счета нужно списать транспортные расходы: ТЗР = 32540 * 150000 / 320000 = 15253.

Проводка по списанию транспортных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР. Общая формула для списания транспортных расходов в конце месяца: ТЗР = дебетовое сальдо 44.ТР * кредитовое сальдо 41.1 / дебетовое сальдо 41.1. Мы рассмотрели два способа учета транспортных расходов в бухгалтерском учете: включать их в стоимость ТМЦ и включать в расходы на продажу.

Руководство организации может выбрать для себя любой удобный способ учета ТЗР и закрепить свой выбор в учетной политике.

Регистрация СФ поставщика

Для регистрации входящего счета-фактуры, необходимо указать его номер и дату внизу формы документа Поступление доп.расходов и нажать кнопку Зарегистрировать. автоматически заполняется данными документа Поступление доп.

расходов. Код вида операции — «Получение товаров, работ, услуг».

Если в документе установлен флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения, то при его проведении будут сделаны проводки по принятию НДС к вычету. Изучить Варианты принятия НДС к вычету по документу Счет-фактура полученный

Первичные документы, подтверждающие транспортные расходы

При заключении договора организация ООО «ВЕСНА» с транспортной компанией, документом, подтверждающим услуги по доставке реализованного товара, служит Транспортная накладная, которая составляется продавцом.

Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ; правилу 9 Постановления Правительства от 15.04.2011г. №272; письму Минфина от 23.04.2013г.

№ 03-03-01/1/1404. Составляется Товарная накладная согласно приложению 4 к Постановлению Правительства от 15.04.2011г.

№272. Так как в Товарной накладной не указана цена и стоимость товара, нужно оформить Товарную накладную (ТОРГ-12). Для учета движения товара и расчета за их доставку автотранспортом формируют Товарно-транспортную накладную (форма 1-Т). Образец Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т): Образец договора на транспортные услуги можно скачать

ТЗР при покупке товаров

ПБУ 5/01 определяет, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов (пп.6, 11).

Пунктом 83 методических указаний допускается использование трех способов записи ТЗР в условиях покупок. Компании предписано выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.

  • Для отражения используется 15-й счет «Заготовление и приобретение материалов».

Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:

  1. запланированные цены;
  2. средние цены, действующие по определенной группе МПЗ.
  3. цены, действовавшие в прошлых периодах;
  4. договорные цены (при этом в них не должны быть учтены сопутствующие затраты на заготовку и доставку);

Суть записи Дт Кт Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения) 15 60, 71, 76 Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п.

85 методических указаний) 15 60, 71, 76 Приходуем материалы, используя учетные цены 10 15 Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной 16 15 Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная 15 16 Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену 20, 23 10 Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна.

В противном случае аналогичная проводка сторнируется.
20, 23 16 При формировании приведенной таблицы были использованы, кроме уже описываемых, следующие счета:

  1. 23-й — «Вспомогательные производства»;
  2. 71-й — «Расчеты с подотчетными лицами»;
  3. 60-й — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  4. 76-й — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
  5. 10-й — «Материалы»;
  6. 20-й — «Основное производство»;

К = (Откл0 Откл1) / (М0 М1) × 100, К — размер отклонения в процентах; Откл0 — размер отклонения в начале месяца (остаток); Откл1 — размер отклонения, накопленного в течение месяца; М0 — объем материалов в начале месяца в учетных ценах; М1 — объем поступивших материалов в течение месяца в учетных ценах.

Откл2 = К × М2, Откл2 — размер отклонений, которые можно списать на расходы; М2 — объем материалов в учетных ценах, который списан на расходы.
  • Для отражения используется специальный субсчет на 10-м счете «Материалы».

Суть записи Дт Кт Отражаем стоимость материалов по ценам приобретения на основании первичных документов от партнера 10 60, 71, 76 Отражаем ТЗР на основании первичных документов от партнера (п.

85 методических указаний) 10, субсчет «ТЗР» 60, 71, 76 Списываем материалы в производство 20, 23 10 Списываем ТЗР пропорционально стоимости материалов, образовавшееся в конце месяца 20, 23 10, субсчет «ТЗР» Указанные выше формулы могут применяться и в этом случае. При этом выбранный расчетный метод следует утвердить в учетной политике.

При этом выбранный расчетный метод следует утвердить в учетной политике.

  • ТЗР напрямую включаются в фактическую стоимость материалов.

Данный способ доступен лишь тем компаниям, у которых перечень используемых материалов невелик и есть группы материалов, которые занимают превалирующий объем в общем их количестве. Иначе говоря, если ТЗР приходятся на такие запасы, то такие расходы войдут в стоимость единицы материала. Также информацию по учету материалов ищите в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

Когда ведется закупка товаров, соответствующие случаю транспортные расходы могут учитываться тоже разными способами, которые зависят от того, какой деятельностью занимается компания.

Так, торговым компаниям, разрешается выбрать способ учета из следующего перечня:

  • ТЗР включены в себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01): Дт 41, субсчет «ТЗР» Кт 60.

Если для учета товаров используют 15-й счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то запись будет такова: Дт 15 Кт 60.

  • ТЗР включены в расходы на реализацию товаров (п. 13 ПБУ 5/01), при этом такие расходы:
  1. разбрасываются между теми товарами, которые реализованы, и теми, которые остались на складе (в описании счета 44, план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н),
  2. списываются на себестоимость в полной мере: Дт 44 Кт 60.

По окончании месяца обусловленные продажей расходы можно списать на себестоимость. Запись при этом будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт 44.

Выбранный способ учета следует обязательно внести в учетную политику предприятия. В приведенных выше записях в дополнение к уже упоминавшимся приведены следующие счета:

  1. 90-й — «Продажи».
  2. 41-й — «Товары»,
  3. 69-й — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
  4. 70-й — «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
  5. 02-й — «Амортизация»,
  6. 44-й — «Расходы на продажу»,

Если используется частичное списание, то в учетную политику надо будет внести метод, который будет применять компания при разделении ТЗР между реализованными товарами и теми, которые остались храниться на складе. Нормативные акты не содержат рекомендаций, какой метод выбирать в разных обстоятельствах.

То есть компании вольны его выбирать сами. К = (ТР0 ТР1) / (Т1 Т2) × 100, К — средний процент ТЗР, которые пришлись на товарные остатки на конец месяца; ТР0 — затраты на транспорт, которые соответствуют нереализованным товарным остаткам на начало месяца; ТР1 — затраты на транспорт, понесенные в текущем месяце; Т1 — стоимость товаров, которые уже куплены и проданы в текущем месяце; Т2 — стоимость товаров, которые куплены, но не проданы на конец месяца.

ТР2 = К × Т2, ТР2 — затраты на транспорт, которые пришлись на нереализованные товарные остатки на конец месяца; Т2 — стоимость товаров, которые уже приобретены, но не проданы на конец месяца. Неторговые организации вправе учесть транспортные расходы в качестве расходов на реализацию. Такое определение содержится в п.

227 методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Неторговыми организациями следует считать те компании, которые кроме торговых операций осуществляют другие виды экономической деятельности. Компании, входящие в данную категорию, вправе выбирать, следует ли разбрасывать затраты между себестоимостью уже реализованных товаров и товарных остатков.

Однако на этот счет есть и некоторые рекомендации, содержащиеся в п. 228 методических указаний. Распределять расходы предлагается, если:

  1. ТЗР превышают 10% от размера выручки от реализации,
  2. ТЗР в течение года неравномерны.

Кроме того, ТЗР учитываются и в фактической стоимости приобретенных основных средств, о чем читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».

Учет расходов по транспортировке, включенных в цену товара

Пример расчета одной единицы товара с учетом суммы доставки: организация приобрела для продажи школьную форму в количестве 30 комплектов на сумму 120 000 руб.

Стоимость транспортировки составила 11250 руб., включая такие расходы:

  1. Затраты на ГСМ – 3 000 руб. – Дт44 Кт10;
  2. Оплата труда водителя – 2500 руб. – Дт44 Кт70;
  3. Страховые взносы в ПФ, ФФОМС, ФСС – 750=(550+127,5+72,5) – Дт44 Кт69;
  4. Списание расходов на доставку товара – 11250=(3000+5000+2500+750) — Дт90 Кт44.
  5. Амортизация транспорта – 5000 руб. – Дт44 Кт01;

Значит, стоимость одного комплекта школьной формы будет составлять:

  1. 120 000/30 к-тов=4000 руб. – цена одного комплекта школьной формы;
  2. 11250/30 к-тов=375 руб. – сумма затрат по доставке на один комплект школьной формы;
  3. 4000+375=4375 руб.

    – цена одного комплекта школьной формы с учетом расходов на доставку.

Себестоимость купленной школьной формы (с суммой доставки) считается прямыми расходами и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

Бюджет транспортных расходов

Неправильно относить на себестоимость транспортные расходы, перечисленные во второй группе! Это не только искажает (уменьшает) валовую прибыль, но и существенно усложняет (тормозит) расчет себестоимости.

На практике это означает, что себестоимость в управленческом учете может формироваться с опозданием на месяц.

  • Третья группа транспортных расходов – это расходы на содержание личного транспорта учредителей или разъездного транспорта, используемого в служебных целях.

Данная группа транспортных расходов находится в БДДС в разделе «Расходы по основной деятельности» и относится либо к группе статей «Административно-управленческие расходы» либо «Коммерческие расходы». Тут уж решайте сами, в какую группу их лучше включить.

Итоги

Транспортные издержки чаще всего оплачиваются за счет покупателя. При этом отражение данных затрат в бухгалтерском учете зависит от того, каким методом осуществлялась доставка.

Организация для учета транспортных расходов должна использовать тот способ, который оптимально соответствует ее виду деятельности. Он закрепляется в учетной политике, и продуманный выбор поможет до минимума сократить время, затрачиваемое на расчеты разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Возмещение транспортных расходов покупателем может быть произведено двумя способами.

Первый: покупатель сам организует и оплачивает доставку купленного товара. Второй: покупатель только оплачивает доставку, а организует ее продавец. При первом способе продавец вообще не производит учет возмещаемых затрат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Содержание1 Калькуляция продукции2 Особенности «первички»3 Складской учет4 Контрольно-кассовая техника5 Учет товаров и сырья6 Книга Содержание1 Формирование расходов2 Бухгалтерский учет процентов по кредитам и займам3 Продажа материалов4 Как начислить Содержание1 Общая информация2 Сроки выполнения работ3 Права и обязанности сторон4 Порядок расчета дохода5 Виды Содержание1 Пособие по уходу за ребенком2 Особенности назначения пособий детям старше 3 лет3 Продлеваем Содержание1 Что такое РВП: понятие, содержание2 Особенности трудоустройства иностранцев с РВП в России: что говорит закон3 Содержание1 Учет «входного» НДС при УСН в налоговом учете в 1С 8.32 В каких

Методы распределения ТЗР

Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:

  1. сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.
  2. средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
  3. сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
  4. сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
  5. сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;

Налоговый учет транспортных расходов

В статье 320 НК сказано, что «… в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика — покупателя товаров на доставку этих товаров ., если они не учтены в стоимости приобретения товаров… При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением товаров.» Таким образом, в налоговом учете расходы на доставку товаров от поставщика до покупателя также могут отражаться двумя способами: включаться в фактическую себестоимость товаров или списываться на дебет счета 44 «Расходы на продажу». В этой же статье НК РФ говорится: Выдержка из документа

«К прямым расходам относятся … суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров»

. Поскольку в статье 320 НК расходы на доставку товаров до склада покупателя отнесены к прямым расходам, они подлежат распределению между реализованными товарами и остатком непроданных товаров, т.

е. должен составляться расчет издержек обращения на остаток товаров по вышеуказанной формуле. Таким образом, если в нормативных документах по бухгалтерскому учету говорится, что организации имеют право выбора: составлять расчет издержек обращения на остаток товаров или не составлять, то в НК РФ однозначно сказано о необходимости такого составления. Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учета целесообразно вести учет расходов по доставке товаров с составлением расчета издержек обращения на остаток товаров.

Вместе с тем, если величина транспортных расходов несущественна, их можно в полной сумме списывать на уменьшение прибыли от продаж.

Особенности учета транспортных расходов в бухгалтерском учете

Подавляющее большинство организаций в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности сталкиваются с транспортными расходами, связанными с теми или иными материальными ценностями.

Так, например, транспортные расходы могут возникнуть при возникновении сделок, связанных с куплей-продажей:

  1. оборудования,
  2. материалов,
  3. и т.п.
  4. ОС,
  5. сырья,
  6. товаров,

При этом, расходы на доставку могут быть связаны как с приобретением материальных ценностей, так и формировать расходы на продажу при реализации товаров покупателям.

Транспортные расходы организаций, занимающихся торговлей, могут составлять весьма значительные суммы, что, в свою очередь, влечет за собой повышенное внимание к этим расходам как руководителя организации, так и проверяющих органов.

В этой связи бухгалтеру следует уделить особое внимание как бухгалтерскому, так и налоговому учету транспортных расходов.

В статье будут рассмотрены:

  1. требования действующего законодательства к порядку учета транспортных расходов для целей бухгалтерского учета,
  2. порядок оформления первичных документов, подтверждающих такие расходы,
  3. первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет транспортных расходов.

Методология бухгалтерского учета транспортных расходов Для целей бухгалтерского учета расходы на транспортировку имущества включаются в стоимость такого имущества.1. Транспортные расходы на доставку основных средств. В соответствии с п.8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», суммы, уплачиваемые за доставку объекта ОС, учитываются в составе фактических затрат на приобретение/сооружение/изготовление ОС.

Это правило распространяется не только на ОС, созданные организацией или приобретенные по договору купли-продажи. Так, в соответствии с п.25 и п.26 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, затраты по доставке объектов ОС:

  1. приобретенные по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами;
  2. полученных безвозмездно (по договорам дарения и т.д.),

учитываются как затраты капитального характера относятся организациями — получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта.

Данные затраты отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов. При этом, в соответствии с п.31 Методических указаний по бухучету ОС, затраты по перемещению оборудования, не требующего монтажа:

  1. транспортных передвижных средств,
  2. свободно стоящих объектовОС,
  3. строительных механизмов,
  4. и др.,

внутри организации относятся на издержки производства (обращения).

По передвижным строительным машинам и механизмам, таким как:

  1. камнедробилки,
  2. и т.п.,
  3. подъемные краны,
  4. канавокопатели,
  5. экскаваторы,
  6. бетономешалки,

числящимся в составе ОС, затраты по доставке на стройку, по монтажу и демонтажу предусматриваются в составе расходов по эксплуатации указанных машин и механизмов и в их первоначальную стоимость не входят.2. Транспортные расходы на доставку материально-производственных запасов. В соответствии с положениями п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов, затраты по заготовке и доставке материально — производственных запасов (МПЗ)* до места их использования относятся к фактическим затратам на их приобретение, включаемым в себестоимость МПЗ, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету.*Для целей ПБУ 5/01 в качестве МПЗ принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п.:

  1. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  2. предназначенные для продажи;
  3. используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Затраты на транспортировку увеличивают фактическую стоимость поступивших МПЗ вне зависимости от способа их поступления в организацию, в том числе:

  1. полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами.
  2. внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал,
  3. полученных по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия ОС и другого имущества,

При этом, в соответствии с п.13 ПБУ 5/01, организация, осуществляющая торговую деятельность, может* затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.* При использовании данной возможности, необходимо закрепить данный вариант учета в учетной политике для целей бухгалтерского учета организации. Для корректного учета расходов на доставку МПЗ, необходимо иметь четкое представление, что именно относится к транспортным расходам. Законодательство по бухгалтерскому учету МПЗ не оперирует отдельным определением транспортных расходов.

Поэтому далее речь пойдет о транспортно-заготовительных расходах организаций.

В соответствии с п.70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов, транспортно — заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно — заготовительных расходов входят: 1.

В состав транспортно — заготовительных расходов входят: 1.

Расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору; 2.

Расходы по содержанию заготовительно — складского аппарата организации.В состав этих расходов включаются расходы на оплату труда: 2.1.

Работников организации, непосредственно занятых:

  1. хранением и отпуском
  2. приемкой,
  3. заготовкой,

приобретаемых материалов, 2.2.

Работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов. 2.3. Работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

При этом, если вышеперечисленные работники организации, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п., то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно — складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов.Порядок применения конкретного метода учета и распределения транспортных расходов разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований действующего законодательства и закрепляется в положении по бухгалтерскому учету компании. 3. Расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды).

4. Наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям. 5. Плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях.

6. Плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету. 7. Расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов. 8. Стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли.

8. Стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли. 9. Другие расходы подобного характера.

Для выбора оптимального метода учета расходов на доставку МПЗ, необходимо изучить все возможные варианты, предусмотренные Методическими указаниями по бухучету МПЗ.

Итак, в соответствии с п.83 Методических указаний по бухучету МПЗ,транспортно — заготовительные расходы (ТЗР) организации могут учитываться в бухгалтерском учете следующими способами: 1.

Способом отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика. 2. Способом отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы». 3. Способом непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально — производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

При этом, бухгалтеру необходимо определиться, пропорционально какой величине будут распределяться суммы транспортных расходов. На наш взгляд, логичнее выполнять распределение исходя из стоимости МПЗ, так как при распределении пропорционально количеству материалов, бухгалтерия столкнется с разными единицами измерения количества. В соответствии с п. 84Методических указаний по бухучету МПЗ,ТЗР учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов.

В случае, если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также в случаях невозможности их отнесения непосредственно по конкретным видам и (или) группам материалов (например: по расходам, связанным с содержанием заготовительно — складского аппарата, оплате услуг сторонних организаций и т.п.) допускается вести учет ТЗР в целом по субсчету к счету «Материалы»или в целом по счету «Заготовление и приобретение материалов». При выборе такого обобщенного метода учета, его так же нужно закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета организации.

В соответствии с п.85Методических указаний по бухучету МПЗ, при применении метода учета ТЗР путем присоединения указанных расходов к счету «Заготовление и приобретение материалов» в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой. Сумма отклонений по окончании месяца (отчетного периода) в полном объеме списывается на счет «Отклонения в стоимости материальных ценностей». В остатке по счету «Заготовление и приобретение материалов» у организации — покупателя может числиться только стоимость материалов, указанная в расчетных документах поставщика:

  1. счетах,
  2. и т.п.,
  3. счетах — фактурах,
  4. платежном требовании — поручении

на которые от последнего к покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили.

ТЗР или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам (п.86 Методических указаний по бухучету МПЗ):

  1. на иные цели,
  2. отпущенным в производство,
  3. на нужды управления,

подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.). В соответствии с п.87 Методических указаний по бухучету МПЗ , списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Методические указания по бухучету МПЗ (п.88) предусматривают возможность применения упрощенных вариантов, для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов: 1. При небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов. 2. Удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е.

без десятичных знаков). 3. В течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца.

4. ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов.

При этом если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах.

5. ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов. В соответствии с п.211Методических указаний по бухучету МПЗ, при отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ. Суммы, подлежащие оплате покупателем, поставщик учитывает по дебету счета учета расчетов, которые состоят из в том числе из расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства (без НДС), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции:

  1. выполненные собственными силами и транспортом поставщика (кредит счета учета продаж);
  2. выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без налога на добавленную стоимость) или физическими лицами — с кредита счета учета расчетов;

В соответствии с п.214 Методических указаний по бухучету МПЗ, при организации учета затрат на производство расходы, связанные с работой собственного транспорта организации (затраты транспортного цеха), учитываются, как правило, на счете учета вспомогательных производств.

Часть этих расходов, связанная с выполнением работ по транспортировке готовой продукции, подлежащая оплате покупателями сверх цены готовой продукции, списывается с кредита счета учета вспомогательных производств в дебет счета расходов на продажу. Суммы, предъявленные к оплате, включая и величину налогов, причитающихся за оказанные транспортные услуги, проводятся по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж. Затраты организации, связанные с транспортировкой готовой продукции, не подлежащие оплате покупателем отдельно, учитываются по дебету счета «Расходы на продажу» с кредита счета учета вспомогательных производств.Первичные документы, на основании которых ведется учет траснпортных расходов При совершении сделки купли продажи МПЗ, в момент передачи МПЗ от поставщика покупателю оформляются следующие документы:

  1. Товарная накладная по форме №ТОРГ-12,
  2. Другие необходимые документы (сертификаты соответствия, паспорта и пр.).
  3. Товарно-транспортная накладная по форме №1-Т (ТТН),

Накладная ТОРГ-12 и ТТН являются товаросопроводительными документами, которые передаются покупателю вместе с товаром независимо от перехода права собственности на этот товар.

При заключении договора с транспортной компанией в момент оказания этой компанией услуг транспортировки, оформляется транспортная накладная. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007г.

№259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. В соответствии с п.2 ст.785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Транспортная накладная подтверждает факт заключения договора перевозки.

В соответствии со ст. 8 Устава груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки груза не принимается (письмо Минтранса России от 20.07.2011г. №03-01/08-1980ис). Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011г. №272. В транспортной накладной определяются условия перевозки груза, в том числе стоимость услуг перевозчика.

При этом, в настоящее время так же действуют и Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971г.

В соответствии с данными правилами, основным документом, предназначенным для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является ТТН.

Форма ТТН № 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997г. №78. Таким образом, в настоящее время действует и транспортная накладная, и накладная по форме № 1-Т. И ТТН и транспортная накладная, отвечают всем требованиям, предъявляемым к документам, подтверждающим осуществление транспортных расходов организацией.

В настоящее время Минфин рекомендует использование двух документов – и ТТН и транспортной накладной, в случае, когда транспортировку груза выполняет транспортная компания. Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 22.12.2011г.

№03-03-10/123:«Таким образом, в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.

В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.» При этом, в Письмо ФНС России от 21.03.2012г. №ЕД-4-3/4681@ (в котором ФНС ссылается на вышеприведенное письмо Минфина от 22.12.2011г. №03-03-10/123) налогоплательщикам разрешается использование лишь одного корректно составленного документа.

Либо ТТН либо транспортной накладной:«…На основании изложенного, в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличие надлежащим образом оформленного одного из документов:

  1. либо транспортной накладной
  2. либо товарно-транспортной накладной по форме N1-Т.»

Данное письмо ФНС России должно быть доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков. Анализируя разъяснения, данные Минфином и ФНС, следует учитывать, что письма как Минфина так и ФНС носят рекомендательный, а не обязательный характер. Бухгалтеру следует обеспечить наличие хотя бы одного документа из двух вышеуказанных (ТТН или транспортной накладной), что будет являться достаточным документальным подтверждением произведенных расходов на доставку грузов транспортной компанией.

  1. , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»

«».

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т.

ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв.

приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ). К ТЗР, например, могут относиться:

  1. стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
  2. плата за временное хранение грузов;
  3. другие расходы.
  4. оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
  5. оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв.

приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01). Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

  1. на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.
  2. в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);

Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п.

13 ПБУ 5/01). В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п.

2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели: 1.

Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.

3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п.

1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п.

2 ст. 320 НК РФ). 4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца. При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).

При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).

Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

  1. включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
  2. учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

Согласно статье 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Транспортные расходы: чем подтвердить и как учесть

— Александра Сергеевна, организация закупает материалы и доставляет их от продавца сама на своем транспорте.

Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль? Правильно ли мы понимаем, что транспортная накладная не нужна?

— Да. Если для доставки купленных материалов (товаров) организация использует свой транспорт, то оформлять транспортную накладную нет необходимости. Ведь она является подтверждением заключения договора перевозки.

А поскольку в рассматриваемой ситуации такой договор не заключается, то для подтверждения транспортных расходов будет достаточно оформить путевой лист, который должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса. На основании этого путевого листа или отчета электронной системы контроля пробега (пробега и расхода топлива) можно будет учесть расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

— По договору стоимость доставки товаров включена в цену товара. И доставляет товар поставщик на своем транспорте.

Никакие документы по расходам на доставку поставщик не выдает.

В ТОРГ-12 стоимость доставки отдельно не выделена. Получается, что у покупателя в этом случае будет только накладная ТОРГ-12, подтверждающая покупку товара, и все?

— Да. Если стоимость доставки товара отдельно не выделяется (то есть включена в стоимость товара), то транспортную накладную оформлять не нужно, так как покупатель не заключает договор перевозки и не оплачивает отдельно транспортные расходы.

В рассматриваемом случае для оприходования и отражения в налоговом учете стоимости приобретенных товаров может служить надлежащим образом оформленная товарная накладная. Ее можно оформлять либо по форме № ТОРГ-12, либо по форме, которую организация разработала самостоятельно и утвердила в приказе об учетной политике. — В договоре стоимость доставки товаров выделена отдельно.

Доставляет товар поставщик. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в налоговых целях?

Если поставщик оформил только товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т, далее — ТТН), этого документа достаточно для учета транспортных расходов (и стоимости товаров)? Или же обязательно должна быть именно транспортная накладная (далее — ТН) и без нее расходы на доставку учесть не получится?

— Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена ТН, перевозчиком для перевозки не принимается.

Таким образом, ТН является первичным документом, подтверждающим расходы на перевозку. Такой позиции придерживается и Минфин, и ФНС.

В то же время сейчас по-прежнему применяется и ТТН. Поэтому для учета затрат на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, достаточно иметь любую надлежаще оформленную накладную — либо ТН, либо ТТН. Такая позиция высказывалась ФНС в 2012 г.

и была согласована с Минфином. — Организация для доставки товара от поставщика заключила договор с экспедитором. ТОРГ-12 на приобретение товара имеется.

Однако ни ТТН, ни ТН экспедитор не оформляет и покупателю не выдает. Можно ли учесть затраты на доставку в расходах по прибыли только на основании экспедиторских документов? — Если в целях доставки товаров заключается договор транспортной экспедиции, то документами, подтверждающими оказание услуг по такому договору для целей налогообложения прибыли, будут любые документы, которые подтверждают фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторские документы.

В частности, это могут быть:

  1. акт оказанных услуг;
  2. экспедиторская расписка, в которой отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товаре;
  3. отчет экспедитора.

В этом случае оформлять транспортную накладную не нужно. — По договору с поставщиком организация доставляет товар за свой счет (самовывозом).

На приобретение есть накладные ТОРГ-12. А вот доставляли товар работники организации на своих автомобилях. Деньги за доставку перевели физлицам на их банковские карты.

Какими документами подтвердить перевозку товара со склада поставщика на склад покупателя? Подойдет ли акт оказания физлицами услуг по доставке товара? — Все зависит от того, как оформлены отношения с работниками.

Если с работниками заключены договоры на оказание услуг по доставке товара (ГПД), тогда транспортные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль как прочие на основании актов оказанных услуг.

При этом стоимость перевозки может быть учтена полностью.

Полагаю, что стоимость бензина следует включить в общую стоимость услуги, указанную в договоре, а не компенсировать отдельно. Если же работники доставляли товары на личном транспорте, который они используют в служебных целях, тогда в расходах по прибыли можно учесть только компенсацию в сумме, не превышающей в месяц норматив — 1200 или 1500 руб. в зависимости от объема двигателя легкового автомобиля.

Причем эта сумма уже включает в себя расходы на ГСМ.

— Организация занимается перевозкой грузов.

В некоторых путевых листах нет штампа и подписи медицинского работника. Как мы полагаем, отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов. Можно ли на основании таких листов учесть в расходах затраты на ГСМ?

Не снимут ли налоговые органы расходы на ГСМ по таким путевым листам на том основании, что они оформлены с нарушением? — Путевые листы должны содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса № 152.

В этом документе определено, что обязательными реквизитами путевого листа являются сведения о водителе. Они включают, в частности, дату (число, месяц и год) и время (часы и минуты) проведения медосмотра.

При этом Порядком проведения медосмотров предусмотрено, что в случае вынесения медицинского заключения медицинский работник, проводивший медосмотр, на путевых листах ставит штамп

«Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»

или «Прошел послерейсовый медицинский осмотр», а также свою подпись. Эти сведения являются обязательным реквизитом путевых листов.

Поэтому в путевых листах обязательно должны быть дата и время проведения медосмотра за подписью медицинского работника. В целях исчисления налога на прибыль расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. То есть первичные документы должны содержать все необходимые обязательные реквизиты.

В связи с этим вполне вероятно, что налоговые органы могут исключить из расходов затраты на ГСМ по тем путевым листам, которые оформлены с нарушением. — Указание в путевом листе маршрута следования в составе обязательных реквизитов Приказом Минтранса № 152 не предусмотрено. Однако ИФНС при проверке требует, чтобы маршрут был обязательно указан.

Она считает, что формулировка «по городу» без указания конкретных адресов не позволяет обосновать производственный характер поездки.

И, как следствие, исключает сумму ГСМ по таким путевым листам из расходов.

Нужно ли в путевом листе указывать маршрут следования для того, чтобы можно было учесть ГСМ в расходах по прибыли?

— Действительно, в Приказе Минтранса № 152 среди обязательных для заполнения путевого листа реквизитов маршрут следования не указан.

При этом организация вправе разработать собственную форму путевого листа. Но в ней должны быть обязательные реквизиты, установленные Приказом № 152.

В связи с этим полагаю, что формально указание в путевом листе конкретного маршрута на данный момент не является обязательным для подтверждения понесенных расходов на ГСМ, так как этот реквизит не включен Минтрансом в соответствующий перечень.

В то же время при разработке собственной формы путевого листа ее можно дополнить таким реквизитом, как маршрут следования. И, в принципе, формулировки «по городу» должно быть достаточно для учета ГСМ в расходах.

Однако в таком случае есть риск претензий со стороны налоговых органов. Например, в одном споре суд согласился с инспекцией, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Поэтому во избежание судебных разбирательств в путевом листе лучше прописывать маршрут следования.

— Организация выплачивает своим работникам компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях.

Нужно ли в этом случае оформлять путевые листы? Или же для учета в налоговых расходах этой компенсации вполне достаточно приказа руководителя, где установлены размеры компенсации, и должностной инструкции, подтверждающей разъездной характер работы? — В настоящее время законодательством в области оказания транспортных услуг не предусмотрено оформление путевых листов при использовании личных автомобилей работников для служебных поездок.

При этом согласно Постановлению Госкомстата России № 78 путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю. Таким образом, на мой взгляд, для личных автомобилей, используемых в служебных целях, оформление путевых листов не является обязательным. Для учета расходов на выплату компенсаций работникам за использование автомобиля следует иметь такие документы:

  1. письменное соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору;
  2. должностную инструкцию работника, подтверждающую разъездной характер работы;
  3. ПТС на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства;
  4. приказ руководителя о выплате компенсации.

— Организация занимается перепродажей товаров.

Некоторые налоговые инспекции считают, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованных товаров с одного своего склада на другой являются прямыми расходами. Однако Минфин ранее разъяснял, что эти расходы можно учесть как косвенные.

Не изменилась ли позиция Минфина?

Как все-таки правильно учитывать эти расходы?

— Нет, по этому вопросу позиция ведомства не изменилась. На данный момент также актуально мнение, что к прямым расходам относятся расходы на доставку приобретенного товара до склада организации, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки. При этом расходы на доставку покупных товаров уже после оприходования их на склад (в связи с перемещением до нового склада) относятся к косвенным расходам.

— Организация занимается оптовой торговлей. Есть товары, которые она доставляет со склада своего поставщика сразу на склад покупателя (транзитная доставка).

Как правильно учесть расходы на такую доставку — как косвенные или как прямые?

— По нормам НК к прямым расходам у торговых организаций относятся только:

  1. расходы на доставку покупных товаров до своего склада (если они не включены в цену приобретения).
  2. стоимость приобретения реализованных товаров;

Расходы на транзитную доставку товаров не относятся к расходам на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика. Ведь при транзитной доставке товаров покупателям напрямую со склада поставщика эти товары на склад самой организации-продавца не доставляются.

Как следствие, расходы на транзитную доставку не подлежат распределению согласно правилам, установленным ст.

320 НК РФ, а учитываются в составе косвенных расходов соответствующего периода.

Учет транспортных расходов в проводках

Транспортировка товаров отражается в их стоимости по счету 41 или либо по 44 – если фирма занимается торговлей.

В бухгалтерском учете списываются — по мере их продажи.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+