Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Виды пенсионных систем проблемы современной пенсионной системы россии

Виды пенсионных систем проблемы современной пенсионной системы россии

Виды пенсионных систем проблемы современной пенсионной системы россии

САМ СЕБЕ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД


На государство надейся, но и сам не плошай. Если есть возможность, откладывайте на старость самостоятельно.

Инструментов для этого немало.

К примеру, если вы получаете «серый» доход, откладывайте хотя бы 5 — 10% на специальный счет в банке, и лучше в разных валютах.

Потом только спасибо себе скажете. Ну а еще лучше и «белый» доход получать, и самостоятельно часть средств на будущее откладывать. Есть и другие возможности: квартира для сдачи в аренду или гараж, депозиты в разных валютах, портфель акций и облигаций.

Оптимально — сделать так, чтобы вы не зависели от госпенсии, а имели собственные источники пассивного дохода.

Основные проблемы и недостатки Пенсионной системы РФ

Стр 6 из 71.

Проблема: несмотря на резкое увеличение расходов на выплату пенсий и их высокое значение по отношению к ВВП, размеры пенсий остаются весьма скромными – по отношению как к прожиточному минимуму, так и к зарплате, и пенсии не возмещают достаточный процент утраченного заработка средне- и высокооплачиваемых работников.
Проблема: несмотря на резкое увеличение расходов на выплату пенсий и их высокое значение по отношению к ВВП, размеры пенсий остаются весьма скромными – по отношению как к прожиточному минимуму, так и к зарплате, и пенсии не возмещают достаточный процент утраченного заработка средне- и высокооплачиваемых работников. За последние три года политика ускоренного повышения пенсий (включая проведенную валоризацию пенсионных прав, накопленных до 2002 г.) привела к значительному росту пенсий.

Если большую часть 2000-х, средний размер пенсии варьировал вокруг величины ПМП, то в 2013 г. он составлял уже свыше 150% ПМП. Ставка замещения, измеряемая через соотношение средней пенсии и средней начисленной заработной платы, с 23% в 2012 г.

поднялась до 35-37% в 2014.[24] Столь значительный рост пенсий, безусловно, отразился на финансах пенсионной системы: по оценкам самого ПФР, его расходы в 2010 году должны вырасти до 10% ВВП с немногим более 7% в 2009 г.

Трансферт из федерального бюджета только на покрытие дефицита ПФР составит почти 3% ВВП. Значительный рост пенсионных расходов, спровоцированный политикой повышения пенсий, потребовал также увеличения тарифа отчислений работодателей в пенсионную систему. С 2010 г. регрессивная шкала ЕСН была заменена плоским тарифом страховых отчислений в ПФР, взимавшимся с годовых заработков не свыше 415 тыс.

Этот максимальный порог будет индексироваться в соответствии с ростом заработков в стране. В 2013 г. страховой тариф повышен с 20 до 26% облагаемой части фонда заработной платы.

Какие решения этой проблемы существуют? 1. Повышение тарифа пенсионных взносов с целью компенсировать сокращение базы для уплаты этих взносов. 2. Увеличить долю бюджетного финансирования пенсионной системы.

3. Разделить базовую и страховую части пенсии по условиям назначения, правилам индексации и источникам финансирования. 2. Проблема: поступающие в российскую пенсионную систему средства расходуются неэффективно, поскольку система формирует избыточное число пенсионных прав (низкие требования к минимальному стажу для назначения пенсии, досрочные пенсии, низкий общеустановленный возраст назначения пенсии для женщин, учитывая ожидаемый период получения ими пенсии) Известно, что по меркам развитых стран российское население – еще не очень старое, но в действующих границах пенсионного возраста соотношение населения трудоспособного и старше трудоспособного возрастов в ней оказывается менее 4 благоприятным (Гурвич 2010; Синявская 2010).

Еще хуже ситуация с соотношением числа занятых и числа пенсионеров. Одна из главных проблем российской пенсионной системы – низкий фактический возраст назначения пенсий. По оценкам Т.М. Малевой и О.В.

Синявской, фактический возраст оформления пенсии составляет 54,0 года для мужчин и 52,5 года для женщин, причем досрочные пенсии в среднем назначаются людям 48-49 лет (Малева, Синявская 2012).

Льготные и досрочные пенсии охватывают примерно треть всех новых назначений трудовых пенсий и составляют свыше трети всех пенсионеров по старости, причем эта доля продолжает расти (Соловьев 2010; Доклад Минздравсоцразвития 2012).

Следует отметить, что абсолютное большинство досрочных пенсионеров продолжает работать, причем часто – на тех же рабочих местах (Доклад Минздравсоцразвития 2010). Какие решения этой проблемы существуют?

1. Реформирование досрочных пенсий с целью их вывода из распределительной пенсионной системы. 2. Ограничение занятости пенсионеров. 3. Повышение общеустановленного пенсионного возраста или стимулирование добровольного откладывания выхода на пенсию.

4. Повышение требований к продолжительности страхового стажа.[21] 3 .

Проблема: пенсионная система в настоящий момент является финансово несбалансированной и не в состоянии обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость в будущем В определенной мере вопросы финансовой несбалансированности пенсионной системы и отдельные инструменты ее решения были рассмотрены выше. Следует подчеркнуть, что дефицит бюджета ПФР в 2012 г.

составил около 2,9% ВВП, в 2013 г. – по оценкам ПФР – он сократится до 1,8% ВВП (Доклад Минздравсоцразвития 2012). Тем не менее, реальная зависимость пенсионной системы от бюджета выше: совокупный трансферт из федерального бюджета в ПФР, по оценкам Гурвича, вырос с 1,6% ВВП в 2008 г.

до 5,2% ВВП в 2010 г. (Гурвич 2011). Кроме того, для того, чтобы поддерживать коэффициент замещения на целевом уровне в 40%, по прогнозным оценкам Гурвича, в 7 среднем в 2010-2050 гг. трансферт из федерального бюджета придется увеличивать каждые пять лет на 1 процентный пункт ВВП, либо повышать ставку пенсионных взносов – на 1 процентный пункт каждый год (Гурвич 2013).

Какие решения этой проблемы существуют?

В принципе, возможны следующие варианты решений (обсуждение «за» и «против» решений, которые фигурировали в п. 1 – см. выше): 1. Повысить тариф страховых отчислений; 2. Увеличить долю бюджетного финансирования пенсионной системы, в том числе: 2.1.

Закрепить источник финансирования издержек перехода к новой пенсионной системе; 3.

Сократить размер пенсий 4. Повысить фактический пенсионный возраст за счет реформирования досрочных пенсий, повышения требований к стажу и повышения общеустановленного пенсионного возраста 5. Частично ограничить занятость пенсионеров (но одновременно это и сокращение поступлений) 6. Сохранить обязательную накопительную компоненту, обеспечив ее более высокую доходность.[17, c.9-10] Заключение Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990г.

свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны.
свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения.

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. При планировании пенсионной реформы возникает необходимость учета российской специфики в организации пенсионного обеспечения.

Во всем мире пенсионные системы, характеризуемые многочисленными национальными особенностями, которые обусловлены процессами исторического развития и влиянием тех или иных идей, переживают в настоящее время период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование возложенных, на них функций. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным.

Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

Кризис пенсионной системы Росси — это кризис формационного свойства: происшедшие в стране формационные изменения по времени значительно опередили требуемые институциональные изменения пенсионной системы. Продолжающая существовать в прежних формах пенсионная система не соответствует изменившимся экономическим, правовым и социальным условиям, и она обречена на воспроизводство кризисных ситуаций, и сама является элементом тормозившим социальное и экономическое развитие страны Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд.

В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян. Исследование пенсионного вопроса обнаруживает возрастающий круг экономических, методологических, теоретических проблем, анализ которых невозможен без изучения истории этого вопроса, так как сущность любого общественного процесса, явления можно выявить, изучив генезис и закономерности его исторического развития. Поэтому речь идет о комплексном, системном исследовании пенсионных проблем, которые смыкаются с социальными, демографическими, правовыми, организационно управленческими процессами, деятельностью многочисленных государственных ведомств и научных учреждений.

В данном исследовании освещена история формирования пенсионной системы в России: показана взаимозависимость системы пенсионного обеспечения и уровня развития экономики; дана периодизация ее эволюции; исследованы становление и трансформация форм социальной защиты нетрудоспособных как естественно-исторический процесс развития общества; определена зависимость особенностей пенсионной системы от исторически конкретной формы собственности и общественного устройства российского (советского) общества. В самом общем виде пенсионная система предстала перед нами как неотъемлемый элемент экономической системы. Сформулированы принципиальные отличия эволюции пенсионной системы в России от аналогичных процессов в развитых странах.

Основная причина этого явления коренится в том, что она развивалась в различных общественно-экономических условиях, в связи с чем трижды воссоздавалась заново. Современный период создания новой российской пенсионной системы предстает перед нами в разрезе нескольких взаимосвязанных коротких исторических этапов, которые полностью отражают проблему трансформации отношений собственности и хозяйствования. Установлено, что состояние пенсионного обеспечения, его масштабы, уровень развития, конкретные модели находятся в непосредственной зависимости от социально-экономического устройства общества.

Потому после свершения Октябрьской революции императорская власть с ее Табелью о рангах, царскими чиновниками, дворянскими привилегиями, соответственно и ее пенсионная система были упразднены. Пройдя два этапа в своем развитии, в итоге впервые в истории была выстроена универсальная всеобщая система пенсионного обеспечения. Рассмотрен зарубежный опыт эволюции пенсионных систем по трем направлениям: Анализ мировой эволюции пенсионных систем по функциональному признаку обнаруживает общий вектор этого процесса — от централизованно-распределительных их вариантов к смешанным системам, а от смешанных систем — к накопительным.

Как показывает практика, в настоящее время наиболее приемлемой для многих стран является смешанная система.

В Европе, на наш взгляд, наиболее удачной представляется пенсионная система Великобритании.

Это стало возможным благодаря разумному использованию имеющихся национальных ресурсов, взвешенному решению острых бюджетных проблем с учетом нарастающих социально демографических трудностей.

Именно в Англии достигнут самый высокий уровень жизни пенсионеров. Американский опыт дает основание считать, что в США наиболее рационально использованы возможности государственно-распределительной системы в сочетании с огромным разнообразием добровольных частных схем пенсионного обеспечения. Примечательно, однако, что только за счет распределительной системы американцам удалось обеспечить высокий уровень жизни пенсионеров.

Примечательно, однако, что только за счет распределительной системы американцам удалось обеспечить высокий уровень жизни пенсионеров.

Чилийский опыт радикального перехода к накопительной системе нельзя признать удачным вследствие тех трудностей, с которыми сталкивается эта система в условиях рыночной экономики с ее атрибутами риска. В целом ознакомление с опытом пенсионного обеспечения развитых стран Европы и Америки представляет интерес в плане того, чтобы, во-первых, обратить пристальное внимание не столько на конкретные механизмы, сколько на основную тенденцию развития пенсионного дела (обеспечение достойного уровня жизни нетрудоспособных); во-вторых, использовать в процессе формирования российской пенсионной системы то позитивное, что дала мировая практика; в-третьих, сразу предупредить те трудности, которые продемонстрировали пенсионные новации в этих странах.

Таким образом, в курсовой работе представлена целостная картина зарождения, развития и трансформации пенсионной системы в России на разных социально-экономических этапах ее жизни; выработаны методологические предпосылки исследования пенсионных категорий; определены конкретные пути решения проблем пенсионного обеспечения и т.д. Список использованной литературы6Рекомендуемые страницы: | |

Проблемы Пенсионного фонда России

Главная цель пенсионного фонда любой страны — обеспечение для нетрудоспособных такого уровня пенсии (в нашем контексте — только трудовых пенсий), который служил бы достойным замещением утраченного дохода.

Но чтобы достичь ее в полной мере, необходимо обеспечить выполнение многих частных целей, которые зачастую лежат даже и не в плоскости самой пенсионной сферы и не являются задачами самого пенсионного фонда.

Созданный в 1990 году с целью «управления финансами пенсионного обеспечения» [1], Пенсионный фонд России представляет собой крупнейший государственный институт внебюджетного финансирования такой социально важной системы как пенсионная, что обусловливает актуальность исследования проблем, сопровождающих его функционирование и развитие в современных условиях. Рассмотрим их более подробно. 1. Одной из важнейших современных проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России.

Совокупный размер трансфертов на пенсионное обеспечение из федерального бюджета в 2012–2013 гг.

составил порядка 45 % в общих доходах бюджета ПФ РФ, что явно свидетельствует о сохранении высокого уровня зависимости бюджета фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета и о невозможности организации пенсионного обеспечения за счет поступающих взносов и иных источников доходов ПФ РФ.

Для сравнения: в 2012 году трансферт из федерального бюджета составил 2 850,2 млрд. рублей, тогда как согласно действующей бюджетной политике объемы межбюджетных трансфертов Фонду в 2014 году составят 7,5 млрд.

рублей [2]. Частично это обусловлено снижением размера отчислений в социальные фонды и необходимостью соответствующей компенсации выпадающих доходов ПФ РФ. Рост общего количества пенсионеров усугубляет эту проблему (по данным ПФ РФ за счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн.

российских пенсионеров), по оценке Росстата к 2030 году фактическое соотношение лиц пенсионного и трудоспособного возраста достигнет 52 %. К сожалению, динамика доходов и расходов Пенсионного фонда свидетельствует, что данный сценарий развития может стать для бюджета фонда катастрофическим. 2. Также важны и демографические факторы, как одни из самых влияющих.

Следует отметить, что демография изучает процессы воспроизводства населения, которые, в свою очередь, «поставляют» ресурсы в сферу занятости, а значит, и самым тесным образом влияют на общую сумму доходов населения в стране, поскольку большая часть доходов формируется именно в этой сфере. Тем самым, через занятость и доходы работающих демографическая сфера теснейшим образом влияет на пенсионную систему, а значит, состояние и устойчивость пенсионного фонда. Нельзя забывать, что неблагоприятная демография в равной степени влияет как на солидарно-распределительную составляющую, так и на накопительную составляющую пенсионной системы.

В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда нельзя рассчитывать на сколько-нибудь значительное пенсионное обеспечение. Демографическая структура Костромской области такова, что нагрузка, возложенная на работающее население в связи с обеспечением пенсионеров, уже крайне велика, и она постоянно увеличивается. В 1960 г. люди в возрасте более 60 лет составляли около 5,4 % всего населения.

К 1990 г. их число выросло до 8 %, а к началу 2000-х годов доля лиц в том возрасте составляла уже около 21,7 % всего населения. В 2013 г. показатель снизился до 20,8 %, но демографические прогнозы показывают рост этого показателя в ближайшем будущем — до 24 % к 2015 году и еще большему увеличению в дальнейшем (рисунок 1).

Рис.1. Люди в возрасте более 60-ти лет В 2005 году коэффициент рождаемости был равен 9,8 на 1000 населения. В 2012 году отмечено повышение коэффициента рождаемости, который составил — 12,9 против 12,1 в 2010 году. Рис.2. Коэффициент рождаемости Характер рождаемости в области определяется массовым распространением малодетности (1–2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, ростом внебрачной рождаемости.

Такой уровень рождаемости не может сохранить демографический потенциал области.

В 2012 г. смертность населения в Костромской области снизилась на 5,2 %, однако по-прежнему регистрируется на стабильно высоком уровне (16,1 на 1000 населения, в 2005г.- 21,3). Рис.2. Коэффициент смертности Отрицательный естественный прирост населения имеет место на всех территориях области.

Основными причинами смерти в области остаются болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления и травмы, на их долю приходится 83 % от общей смертности населения. Таким образом, неутешительна не только современная демографическая ситуация, но и ее прогноз. И главный акцент в современной демографической политике правительства должен быть поставлен даже не на росте рождаемости, а на снижении смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.

Если мы не можем сберечь уже имеющееся население, нет смысла его увеличивать через стимулирование рождаемости.

3. Низкий размер пенсий также может быть определен как одна из наиболее проблемных характеристик деятельности Пенсионного фонда России. Недостаточная ресурсная база Пенсионного фонда РФ до сих пор не позволяет достичь рекомендованного МОТ (Международной организацией труда) уровня пенсионного обеспечения.
Недостаточная ресурсная база Пенсионного фонда РФ до сих пор не позволяет достичь рекомендованного МОТ (Международной организацией труда) уровня пенсионного обеспечения.

Так, по оценке МОТ достаточны уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от заработной платы [3]. Россия планирует выйти на эти показатели только к 2020 году.

4. Имеет место тенденция расширения количества выполняемых Пенсионным фондом функций за пределы компетенции института, являющегося страховщиком в системе государственного пенсионного страхования.

К дополнительным направлениям деятельности, не связанным с основной целью Пенсионного фонда, можно отнести функции назначения и осуществления социальных выплат и доплат отдельным категориям граждан, ведения регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, выдачи сертификатов и выплаты материнского капитала, администрирования страховых средств, поступающих по обязательному медицинскому страхованию (с 2010 г.) и т. д. Очевидно, что повышение нагрузки на управленческий персонал и расширение сфер деятельности ПФ РФ, требующие дополнительных ресурсов, как человеческих, так и материальных, не могут не сказаться отрицательно на эффективности основного направления — финансирования пенсионного обеспечения. 5. Не проработан правовой статус Пенсионного фонда в современных условиях, существует значительное количество разрозненных источников права в сфере пенсионного обеспечения, но до сих пор нет единого федерального закона «О Пенсионном фонде Российской Федерации», что отрицательно сказывается на правовом режиме его функционирования.

Таким образом, современная модель пенсионной системы, реализуемая Пенсионным фондом России, требует дальнейшего реформирования и совершенствования, построение эффективного пенсионного обеспечения требует скорейшего решения институциональных проблем и повышения результативности деятельности фонда, особенно в условиях дефицита, как государственного бюджета, так и бюджета ПФ РФ, увеличения количества пенсионеров и повышения нагрузки на бюджет фонда в связи с присоединением новых субъектов Федерации в 2014 году. Литература: 1. Постановление Верховного совета СССР № 442–1 от 22.12.1990 г. «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.

— 1990. — № 30. — Ст.415 2. Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс] / Режим доступа.

— URL: http://www. minfin.ru.

3. Аналитический доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ

«Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса»

[Электронный ресурс] / Режим доступа. — URL: http://www. minzdravsoc.ru.

Список литературы

  • Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. — Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.
  • Новая российская пенсионная реформа: причины и последствия http://www.pensiamarket.ru/forum/default.aspx?g=posts&t=367 —
  • Ефимов О. Н. Социальное страхование в России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 165 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23086.— ЭБС «IPRbooks», по Паролю
  • Кудрин А.Л., Гурвич Е.Т. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. — 2012. — № 3. — с. 52-79
  • Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# —

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность.

Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров,что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.

Фундаментальные исследования Научный журнал | ISSN 1812-7339 | ПИ №77-63397

Журнал издается с 2003 года.

В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера.

Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier).

Служба технической поддержки – Ответственный секретарь журнала Бизенкова М.Н.

  1. 101000, г. Москва, а/я 47, Академия Естествознания
  2. +7 (499) 705-72-30

Материалы журнала доступны по .

Сайт работает на универсальной издательской платформе © 2005–2020

Как выглядит бюджетная система

Очень часто, когда мы говорим о деятельности российского государства, мы забываем, что на федеральном уровне власти у нас не один, а четыре бюджета.

Давайте посмотрим на расходную часть федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов: № Бюджет Размер расходной части бюджета, млрд.руб. Доля в консолидированных расходах на федеральном уровне Федеральный бюджет 16 530,0 в т.ч. субсидии ПФР 3 356,6 в т.ч. субсидии ФОМС 32,2 в т.ч.

субсидии ФСС 46,3 1 Федеральный бюджет за вычетом субсидий внебюджетным фондам 13 094,9 54,0% в т.ч. «на здравоохранение» 321,0 (1,3%) в т.ч. «на социальную защиту» 1 328,0 (5,5%) в т.ч.

на федеральную бюрократию 1 236,0 (5,1%) в т.ч. на силовые структуры 2 272,0 (9,4%) в т.ч.

на дотации регионам 860,0 (3,5%) в т.ч. на обслуживание госдолга 824,0 (3,4%) в т.ч. на всё остальное в стране 6 253,9 (25,8%) 2 ПФР 8 439,9 34,8% в т.ч.

страховая пенсия 6 619,3 (27,3%) в т.ч. остальные пенсионные выплаты 635,2 (2,6%) в т.ч. социальная защита 726,6 (3,0%) в т.ч.

материнский капитал 341,4 (1,4%) в т.ч. содержание фонда 117,4 (0,5%) ФОМС 1 994,1 в т.ч. субсидии ФСС 18,3 3 ФОМС за вычетом субсидий ФСС 1975,8 8,2% в.т.ч.

на здравоохранение 1975,1 (8,1%) в т.ч.

содержание фонда 0,7 (>0,1%) 4 ФСС 736,6 3,0% в т.ч. на «социальную защиту» 710,7 (2,9%) в т.ч.

содержание фонда 25,9 (0,1%) ИТОГО 24 247,2 100% Источники: Федеральный закон от 05.12.2017 №362-ФЗ

«О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2020 и 2020 годов»

Федеральный закон от 05.12.2017 №363-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2020 и 2020 годов» Федеральный закон от 05.12.2017 №368-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2020 и 2020 годов» Федеральный закон от 05.12.2017 №364-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2020 и 2020 годов» Примечание: в приведенной таблице не учтены возможные межбюджетные трансферы на финансирование дефицитов бюджетов текущего года, которые могут дополнительно составить до триллиона рублей. Мы видим, что на федеральном уровне государство выделяет четыре блока финансирования: пенсии, здравоохранение, социальную защиту и все остальное.

Если сделать свод по направлениям, то на социальную защиту (включая материнский капитал) придется 12,8% от всех расходов, на здравоохранение — 9,4%, на бюрократию, силовые структуры, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферы — 22,1%, на пенсии — 29,9%.

Все остальное (включая образование, ЖКХ, экологию, культуру, спорт, науку, СМИ, транспорт и связь, жилищное строительство и связанное с ним субсидирование, инновации, туризм, космос, все великие государственные стройки и все воровство) занимает 25,8%. Пенсии — это самая большая статья расходов, в разы превышающая иные значимые категории. Так, для примера, одного годового бюджета Пенсионного фонда хватит, чтобы 11 лет финансировать российское образование.

А если полностью перестать финансировать все силовые структуры, то этого не хватит даже на то, чтобы заплатить пенсии за четыре месяца.

И, я подчеркну, этот вопрос не связан напрямую с эффективностью внебюджетных фондов. Да, ПФР тратит на себя больше 100 млрд рублей в год, но это составляется всего 2% от суммы пенсий.

Что касается пенсий не по старости, то 70% — это социальные пенсии. Они также платятся людям, которые достигли пенсионного возраста, но не имеют достаточного стажа, пенсии по инвалидности и по потере кормильца.

Таким образом, вопреки мифам, даже если отменить все «блатные» пенсии за выслугу лет и высшим чиновникам, то эффект от этого будет очень мал. Если вдруг кому-то кажется, что государство от глупости и жадности отнимает крохи у самой бедной и незащищенной части населения, то это большая ошибка. Пенсионная система — самая большая проблема в современной России.

И уровень дефицита этой системы намного превышает уровень российской коррупции.

То есть, говоря проще, даже если перестать воровать, то денег не хватит. И если отменить армию и полицию, то все равно не хватит. И даже если отменить образование и здравоохранение, то через какое-то время все равно перестанет хватать.

А ситуация, тем не менее, все время усложняется.

Вот как выглядит статистика численности пенсионеров в России: Год 1991 2001 2010 2018 Численность пенсионеров (тыс.чел.) 32 848 38 411 39 090 46 071 Доля в населении страны 21,9% 26,3% 27,4% 31,4% Примечание: численность пенсионеров по данным Росстата, доля в населении расчетная Как мы видим из таблицы, если в первое десятилетие XXI века доля пенсионеров росла незначительно, то за последние восемь лет ситуация стала просто критической. Ни в одной стране мира такого количества пенсионеров работающее население потянуть не сможет. Даже с учетом того, что практически треть нынешних пенсионеров работает.

Если же мы посмотрим возрастно-половую пирамиду современной России, то станет понятно, что в ближайшие годы никакого естественного исправления ситуации быть не может.

Как видно из возрастно-половой пирамиды за 2017 год, в трудоспособный возраст будет вступать меньше людей, чем достигать текущего пенсионного возраста. Подобная ситуация сама не исправится.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  1. на Негосударственном пенсионном фонде.
  2. в Пенсионном Фонде России;

Читайте также: Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию.

В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения. Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  1. Накопительная;
  2. ;
  3. Дополнительная.

Методы оценки эффективности пенсионной системы

Оценка эффективности пенсионной системы осуществляется по следующим направлениям:— показатели параметров пенсионного обеспечения (пенсионный возраст, распространенность досрочного выхода на пенсию, система тарифов страховых взносов, эффективная ставка страховых взносов, правила индексации и формирования пенсионных прав, требования к минимальному страховому стажу);— показатели оценки уровня жизни пенсионеров (коэффициент замещения, динамика среднего размера пенсии);— демографические показатели оценки пенсионной системы (соотношение иждивенцев и занятых, продолжительность жизни, вероятность дожития до пенсии);— экономические показатели воздействия пенсионной системы на экономику на основе сценарного подхода (расходы на пенсионные выплаты в ВВП, пенсионные накопления);— финансовая сбалансированность пенсионной системы (дефицит бюджета, межбюджетные трансферты, показатели устойчивости бюджета).

Пенсионное обеспечение при Петре 1

Впервые государственный документ «Устав Морского Русского Военного Флота», прописывающий пенсионное обеспечение для больных и престарелых воинов, был подписан 13 января 1720 г.

Петром I. В случае смерти офицера его жене и детям предусматривалось содержание, оно должно было выплачиваться всем иждивенцам, имевших доход меньше того, что получал погибший кормилец.

Первую пенсионную реформу в России провела Екатерина II, в результате которой появилось понятие стаж – срок выслуги не менее 20 лет, она же определила денежное содержание из государственной казны только для отставников военной службы. Что фактически аналогично нынешней выслуги для военнослужащих и иных сотрудников силовых органов при выходе на пенсию. Также сотрудникам, которые увольняются со службы по положительным основаниям, выплачивается выходное пособие.

Введение

На заметку.

В РФ, как и во многих странах действует смешанная пенсионная система. По-другому она называется распределительно-накопительной.

Часть отчислений граждане (или компании, в которых они работают) вносят в государственный пенсионный фонд страны. Это так называемая базовая часть. Впоследствии эти средства будут начисляться по государственной программе пенсионного обеспечения.

За счет другой части денег формируется их индивидуальная накопительная часть. Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями. Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды.

Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ

Содержание На сегодняшний день пенсионное обеспечение граждан в России характеризуется достаточно большим количеством проблем.

Негативное влияние на ситуацию в этой сфере оказывает демографический кризис, постоянно увеличивающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, а также проблемы в сфере экономики. Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения.

Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

  • Наиболее актуальным и важным является вопрос существования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также его высокая зависимость от поступлений из федерального бюджета. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков по-прежнему остается одной из главных задач. В связи с этим в предыдущем пункте выпускной квалификационной работы были проанализированы источники доходов и направления расходов средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В настоящее время за счет собранных страховых взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще одну треть составляет трансферт из федерального бюджета. Неофициальный заработок россиян – одна из причин низкой доли собственных средств в бюджете Пенсионного фонда РФ.

Многие граждане, избегая уплаты налогов, получают заработную плату в «конвертах». Это уменьшает размеры страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ. Экономисты тщательно изучили вопрос об теневых оплатах труда и пришли к выводу, что основными причинами неофициальных оплат стали: — отсутствие свободных рабочих мест в официальной трудовой деятельности; — работодатели получают возможность нанять сотрудника за меньшую оплату, тем самым освобождая себя от закона выплаты минимальной заработной платы; — отсутствие у нанимателя желания оплачивать налоги, а также взносы в Пенсионный фонд; — бесперспективность официального трудоустройства из-за маленького трудового оклада.

Это далеко не все показатели, которые могут способствовать теневому окладу труда, но являются основными и имеют широкую популярность среди неофициального трудоустройства. На данный период, самыми популярными видами трудоустройства в тени является деятельность: — деятельность в службе такси; — мелкая торговля на улице в палатках; — наемная занятость в определенный сезон; — предоставление услуг на дому (няньки, ремонты и т.д.); — неофициальная миграция работников; — многие разновидности неформальной деятельности (сдача в аренду недвижимости и прочее). К сожалению, это не самый большой список, который можно перечислить, ведь в нем можно добавить еще десятки видов деятельности, которые происходят неофициально.

В 2014 году для того чтобы сократить зависимость от федерального бюджета была принята мера по замораживанию пенсионных накоплений, действие которой продолжается и в данный момент.

Эта мера дала дополнительно около 0,5 трлн. рублей на выплату пенсий, но проблему не решила. Данная проблема напрямую связана с уровнем жизни российских пенсионеров.

  • По итогам Глобального пенсионного рейтинга, который пятый год подряд составляют эксперты французского банка Natixis, в 2017 году уровень жизни российских пенсионеров был признан одним из худших в мире (40 место из 43 стран). Рассматривались четыре группы факторов: материальное благополучие, качество жизни, доступность качественных медицинских услуг и доступность финансовых услуг, которые могут позволить максимизировать пенсионный доход. Современные пенсионеры действительно недовольны своим уровнем жизни. В России человек, уходя на пенсию, теряет большую часть дохода. В то время, как в таких странах как Норвегия, Швейцария, Исландия (лидеры рейтинга 2017 года) пенсионеры могут позволить себе жить в достатке и путешествовать, выходя на пенсию.

Кроме этого в последнее время обострилась проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий.

Дело в том, что в России десятки тысяч жителей регионов, где расположено много вредных производств, имеют право на дополнительные выплаты за неучтенный рабочий стаж. Но сами граждане об этом не догадываются, а ПФР отмалчивается, поскольку придерживается негласной установки на экономию. Получается, что гражданин сам должен отследить, где нарушаются его права, и доказать это в суде.

А потом, возможно, ПФР пересчитает ему пенсию. Сотни тысяч людей имеют право на дополнительные пенсионные выплаты за неучтенный рабочий стаж.

В основном это касается жителей регионов, где расположено много вредных производств.

О положенных выплатах многие пенсионеры узнали после того, как один из жителей Свердловской области отсудил у Пенсионного фонда России 370 тысяч перерасчета пенсии за 12 лет, которые он проработал на Крайнем Севере по второму списку вредности (виды деятельности с тяжелыми рабочими условиями). Особенно остро эта проблема стоит в таких регионах как Свердловская область, где много вредных производств. Речь идет о крупных металлургических предприятиях, шахтах, а также предприятиях военно-промышленного комплекса.

На прибавки к пенсии могут рассчитывать и другие люди. Например, женщины, находившиеся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, жены военных, проследовавшие вместе с супругом к месту несения службы, или те, кто ухаживал за инвалидами. В России же огромное количество работающих пенсионеров.

И большинство их них работают, потому что прожить на минимальную пенсию практически невозможно. А государство со своей стороны, вместо того, чтобы поддержать таких пенсионеров, отказывает им в индексации пенсий и увеличивает пенсионный возраст. И всё это исходит из того, что денег в бюджете ПФР недостаточно, это еще раз подтверждает необходимость пересмотра состояния бюджета ПФР и поиска корневых причин данной проблемы.

  • В повышении пенсионного возраста чиновники видят решение многих проблем пенсионного обеспечения в РФ. В 2018 году на рассмотрение был вынесен правительственный законопроект, который предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 63 лет к 2034 году, и для мужчин – с 60 лет до 65 лет к 2028 году. После обнародования этой новости, по всей стране прошли массовые митинги населения против принятия законопроекта.

Основное изменение, которое предлагалось этим законопроектом в его исходной редакции — это увеличение c 2020 года возраста выхода на пенсию до 63 для женщин и 65 лет для мужчин (сейчас составляют соответственно 55 и 60 лет). Однако президентскими поправками эти параметры закона были скорректированы. Президент предложил следующие основные меры по смягчению пенсионной реформы: — снижение верхней границы пенсионного возраста женщинам с 63 до 60 лет (т.е.

повышение будет не на 8, а на 5 лет); — возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного законом срока в течение первых двух лет (т.е. для тех, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2020 и 2020 году); — смягчение условий досрочного выхода на пенсию на два года раньше, чем это предусмотрено новым пенсионным возрастом — сделать это можно будет при наличии стажа 42 года у мужчин и 37 лет у женщин; — возможность льготного оформления пенсий для многодетных матерей, воспитавших не только 5 детей, но и 3-4 (за троих детей — выход на пенсию на 3 года раньше установленного срока, за четверых — на 4 года).

В рамках предложенного Правительством законопроекта предусмотрено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию, при достижении которого будет назначена трудовая пенсия по старости (которая с 2015 года теперь называется «страховой»). С учетом предложенных корректировок Президента В.

Путина предусмотрено закрепление возраста на уровне 60 и 65 лет для женщин и мужчин (т.е. увеличение будет одинаковым и составит 5 лет). Производить изменения предлагается ежегодно, увеличивая значение пенсионного возраста: ежегодно на 1 год в течение переходного периода, но с некоторыми корректировками: — в период с 2020 по 2020 г.

можно будет выйти на полгода раньше установленного срока; — с 2021 года до окончания переходного периода (т.е. до 2023 г.) значение возраста будет увеличиваться на 1 год. Законопроект, помимо уже рассмотренных выше изменений, также предусматривает корректировку пенсионного возраста для государственных служащих.

С 1 января 2017 года для них возраст выхода на пенсию уже увеличивался ежегодно на полгода. Окончательные значения по принятому тогда графику должны были быть установлены в 2026 году для мужчин (65 лет) и в 2032 году для женщин (63 года). В настоящее время происходит сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного.

Увеличение численности населения нетрудоспособного возраста связано с увеличением уровня рождаемости (за последние годы выросло число детей от 0 до 14 лет) и с повышением средней продолжительности жизни (65,9 для мужчин и 76,7 года для женщин).

Из-за роста продолжительности жизни государство не может обеспечить граждан достойным размером пенсии. С этой проблемой столкнулись не только россияне.

В Великобритании и США также наблюдается увеличение численности граждан старше трудоспособного возраста. В нашей стране наблюдается следующая ситуация.

Доходы россиян падают не на пенсии, а гораздо раньше – после 45 лет и продолжают сокращаться по мере приближения выхода на пенсию.

Было проведено исследование, по результатам которого, оказалось, что в развитых странах пик заработка человека приходится на 45-59 лет, а в России – на 25-44 года. Исследователи объясняют это дискриминацией по возрасту, у мужчин она проявляется с 45 лет, у женщин – с 55 лет, то есть с началом пенсионного возраста.

Во многих зарубежных странах самые высокие зарплаты получают люди предпенсионного возраста, а связано это с тем, что у них есть накопления человеческого капитала за годы работы. В России обратная ситуация: чем старше сотрудник, тем он менее продуктивен, по мнению работодателя.

Это находит своё отражение на размере зарплаты. Тогда если говорить о повышении пенсионного возраста, то прежде всего необходимо обеспечить условия труда людям пожилого возраста.

  • Следующей проблемой является наличие высокого уровня коррупции, особенно в территориальных отделениях ПФ РФ. Так, например, в ноябре 2018 года в Красноярске было возбуждено уголовное дело о хищении свыше 75 млн. рублей в региональном отделении Пенсионного фонда. Как установили правоохранительные органы, они были похищены за счет искусственного завышения стоимости здания, купленного для одного из районных управлений ПФР. На рабочих местах и в квартирах руководителей краевого отделения фонда силовики провели обыски, изъяли крупные суммы наличных и банковские карты.

Буквально в конце марта 2020 года обыски и изъятие документов проходили в центральном офисе отделения ПФР в Дагестане, а также в управлениях фонда в Советском, Кировском и Ленинском районах Махачкалы. На данный момент, подробности уголовного дела, в рамках которого проводились следственные действия, пока неизвестны, но ранее в Дагестане сообщалось о тысячах выявленных лже-инвалидов, получавших выплаты по фиктивным основаниям [24]. Другой случай произошел в Воронеже, где бывшая начальница районного подразделения управления Пенсионного фонда России оформила своему отцу ежемесячную пенсию в размере 150 тысяч рублей.

Об этом сообщалось на сайте областной прокуратуры.

Женщина на протяжении трех лет подделывала сведения о начислении пенсионных выплат с помощью программно-технического комплекса. Ущерб от ее действий составил более 3,5 миллиона рублей [27].

Также отмечается наличие коррупции со стороны мошенников. Так, в последнее время в интернете массово распространяются ссылки на так называемые «неофициальные сайты Пенсионного фонда России».

Как правило, в них содержится ложная информация о пенсиях и социальных выплатах.

Кроме того, владельцы «фейков» предлагают посетителям различные сомнительные услуги. В большинстве случаев такие сайты сделаны по одному шаблону и используют заимствования с официального ресурса ПФР.

Например, элементы меню, разделы, видеоматериалы и символику государственной организации. Иногда порталы-подделки используют гиперссылки, ведущие на страницы официального сайта Пенсионного фонда, и реальные номера телефонов. Насторожить пользователей должна некорректная структура интернет-страницы и наличие большого количества рекламных баннеров.

Это делается умышленно, чтобы усложнить восприятие информации. Пользователь быстро запутается в информационном хаосе, но тут на помощь ему придёт онлайн-чат с «пенсионным юристом».

Переписка длится недолго. Для решения проблемы человеку практически сразу предлагается оставить контактный номер телефона. Через некоторое время на него поступает звонок с предложением обратиться в «правовой центр поддержки». На том конце провода обещают помочь с оформлением причитающихся выплат.

Такая помощь, само собой, оказывается за деньги, но об этом потенциальная жертва «пенсионных юристов» узнаёт потом, равно как и о том, что обещанных выплат в действительности не существует.

  • В Российской Федерации современная накопительная пенсионная система не доведена до совершенства, в связи с этим, пенсионные накопления являются колоссальным инвестиционным ресурсом российской экономики, который недостаточно эффективно используется в процессе выполнения им своих функций. Согласно мораторию с 2014 года работодатели не делают отчисления на накопительную часть будущей пенсии. Еще в 2017 году Минфином была предложена система индивидуального пенсионного капитала, которая до сих пор находится на обсуждении. Данная система должна полностью заменить обязательную накопительную систему.

Заключается она в том, что работник из своей зарплаты будет сам отчислять деньги на пенсию, выбирая ставку от 0 до 6 %.

В случае отказа работника, ставка с 0 % будет автоматически повышаться на 1 %, пока не достигнет 6 %. Все это ведет к тому, что люди сами себе будут копить на пенсию, что сильно ударит по бюджету граждан с низкими доходами. Государство все больше отстраняется от своей важнейшей функции – обеспечение благополучия граждан, перекладывая ответственность на них самих.

Пока концепция индивидуального пенсионного капитала находится в разработке, большинство будущих пенсионеров продолжают безграмотно распоряжаться своими накоплениями. Об этом свидетельствует «переходная компания» 2017-го года. По данным ПФР, досрочные заявления по итогам переходной компании 2015 года составили 95, 6 % от всех удовлетворенных заявлений, по итогам 2017 года – 99,2 %.

Отсюда вытекают две проблемы: отсутствие инвестиционной грамотности россиян, отсутствие развитой законодательной базы по вопросу деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Одно вытекает из другого. Так, огромное количество граждан обнаружили, что их пенсионные накопления без согласия были переведены в другие негосударственные пенсионные фонды. В настоящее время подано огромное количество заявлений в суд на фонды, которые произвели неправомерный перевод пенсионных накоплений.

В такой ситуации невозможно говорить о совершенстве пенсионной накопительной системы, так как существует огромное количество недоработок, в связи с которыми происходит потеря дохода гражданами и государством. Люди больше доверяют негосударственным пенсионным фондам в связи с не прояснившейся ситуацией по пенсионным накоплениям.

Государство не дает окончательного ответа, как выгоднее и надежнее, а люди делают выбор, исходя из собственных рассуждений. Таким образом, среди основных проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно выделить следующие: — высокая зависимость бюджета ПФР от поступлений из федерального бюджета; — проблема информирования населения и правильного расчета пенсий; — отсутствие соответствующих условий труда для пожилого населения в условиях повышения пенсионного возраста; — высокий уровень коррупции в отделениях Пенсионного Фонда РФ; — неэффективность использования пенсионных накоплений; — отсутствие инвестиционной грамотности россиян.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+